«Льготники» уже провели переговоры с владельцами нефтеперерабатывающих заводов, предлагая «оптимизировать» НДС на импортную нефть. Об этом в своей статье для «ЗН. Украина» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
По его словам, главный вопрос, над которым сегодня ломают голову участники рынка нефтепродуктов: «Решение суда (о признании законным безналогового импорта компанией «Ливела» — ред.) — подстраховка от претензий по былым «подвигам» или начало нового этапа работы «Ливелы»?»«Большинство мнений сводится к тому, что судебное решение такого уровня в нашей стране является серьёзной инвестицией. А деньги, как известно, нужно возвращать. Иными словами, рынок спорит уже лишь о дате возобновления безналоговых поставок», — пишет автор.
Владельцы НПЗ, по его словам, в данной ситуации являются главной пострадавшей стороной.
Как ранее сообщало «Зеркало недели», в октябре 2010 года под напором безналогового импорта и контрабанды через южные порты был вынужден остановиться Одесский НПЗ «Лукойла». Переработка нефти на Лисичанском НПЗ компанией ТНК-ВР была снижена до минимума (и резко увеличена после ноябрьской остановки «Ливелы»).
«Выход из ситуации обозначил третий ключевой представитель украинской нефтепереработки — «Укртатнафта», контролируемая группой «Приват»: поставки импортной нефти на предприятие пошли через «Ливелу», — отмечает Куюн.
По мнению эксперта, появление указанного судебного решения и новых ожиданий безналогового ввоза нефтепродуктов в Украину, вероятно, имеет серьёзные предпосылки, «если проще — сулит большие деньги».
«Во-первых, с 1 января 2011 года в Украине на 40% повышен акцизный сбор — со 132 до 182 евро/т для бензинов и в среднем с 65 до 90 евро/т для ДТ. Поскольку льготник получил право не платить акциз, его увеличение будет лишь приятным бонусом в размере 50 евро/т (плюс дополнительный бонус в 10 евро/т в виде НДС на акциз). С немного меньшим, но всё равно завидным результатом проходят операции с дизтопливом. Но и на этом «подарки» не заканчиваются: с 1 января впервые будет облагаться акцизом сжиженный газ. Это ещё 40 евро/т», — отмечает Куюн.
Во-вторых, по его словам, продолжаются дебаты о введении пошлины на импорт нефтепродуктов.
«Размеры возможной пошлины будоражат воображение: 130 евро/т для бензина, 80 евро/т — ДТ и 40 евро/т — пропан-бутана. Если эта норма будет принята, пошлина автоматически станет «добычей» льготника, ведь он получил гарантии сохранения режима налогообложения образца 1992 года. Тогда, как известно, в независимой Украине не было ни НДС, ни акциза, не говоря уж о пошлинах. Размер возможной оптимизации (а это три перечисленных налога) может составить 620 долл. на тонне бензина и 400 долл. — на тонне дизтоплива», — отмечает автор.
«Намного меньшая премия в прошлом году загнала в оптимизационную дыру почти весь топливный импорт, а резко возросшие ставки при описанном раскладе вообще не оставят ему шансов попасть в Украину иным путём. Год такой «работы», и на «сэкономленные» средства можно будет купить всё, что на этом рынке вообще есть, — и заводы, и заправки», — считает эксперт.