Украинско-российские газовые переговоры явно затягиваются. Премьер-министр Николай Азаров обещал новую цену российского газа уже в октябре. Но заканчивается ноябрь, а нового соглашения нет. По одной из версий, Россия медлит с оформлением договорённостей из-за нерешённости проблемы украинско-российского СП «Укртатнафта» — Кременчугского НПЗ.
На предприятии в 2007 году произошла силовая смена руководства в пользу группы «Приват». Постепенно российских акционеров вывели из состава учредителей СП.Вопрос «Укртатнафты» постоянно поднимался российским руководством на встречах с украинскими визави. Он регулярно попадал в протоколы заседаний российско-украинского межправительственного комитета по экономическому сотрудничеству. Но только в 2011 году после ряда встреч президентов Украины и России Виктора Януковича и Дмитрия Медведева, в том числе последней в октябре в Донецке, дело сдвинулось с мёртвой точки.
На НПЗ начала циркулировать информация о возможной скорой смене власти. Пару недель назад на заводе даже ожидали силового захвата, в преддверии которого «чистили» документацию. Косвенным свидетельством шаткой позиции «Привата» на предприятии является приостановка закупки азербайджанской нефти. По данным за 10 месяцев 2011 года, объём поставок сырья из этой страны в Кременчуг сократился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года вдвое. Азербайджанская нефть не поступает на завод уже пару месяцев. Видно, «Приват» не хочет повторения ситуация с «Татнефтью», у которой после захвата НПЗ «днепропетровскими» бизнесменами украли нефти на 455 млн долларов.
Секретное оружие
Наивно надеяться, что «Укртатнафту» сдадут без боя. Игоря Коломойского, отвечающего в группе за нефтяное направление, трудно предугадать. У него в арсенале есть и охранная компания, готовая выполнять любые силовые акции, и авторитетные юристы, и лояльные судьи. Но может случиться так, что все эти рычаги и не задействуют. Ведь контролировать Кременчугский НПЗ можно проще, через местную ТЭЦ.
Прецедент был в 2009 году. Тогда государственное предприятие «Энергорынок» запретило Кременчугской теплоэлектроцентрали производить электроэнергию. Мэр Кременчуга Николай Глухов заявил, что в результате без пара может остаться «Укртатнафта» и это приведёт к остановке предприятия.
Понятно, что Кременчугская ТЭЦ – отличный аргумент в борьбе за крупнейший украинских нефтезавод. Но для «Привата» тут есть одна проблема. Группа контролирует КремТЭЦ на правах аренды вместе с российским бизнесменом, президентом группы «Энергетический стандарт» Константином Ивановичем Григоришиным. Он и является слабым звеном. Маловероятно, что этот предприниматель пойдёт против воли политического руководства России, поддерживающего идею возвращения представителей Татарии на Кременчугский НПЗ.
Дружба дружбой
Вообще связка Коломойский-Григоришин — искусственное и неустойчивое образование. Это поймёт любой, ознакомившись с показаниями Игоря Валерьевича в Лондонском суде в 2006 году в споре с Константином Ивановичем. Достаточно сказать, что Григоришин фактически угрожал Коломойскому уголовным преследованием. И дело таки завели.
Работать вместе двух «закадычных» друзей заставили обстоятельства и усталость от корпоративных войн за украинские облэнерго. В конце 2009 года братья Игорь и Григорий Суркисы предложили И.Коломойскому и К.Григоришину обменяться акциями энергопоставляющих компаний. В итоге «динамовцы» получили полный контроль над «Львовоблэнерго» и «Прикарпатьеоблэнерго», а «тандем» — над «Черниговоблэнерго», «Полтаваоблэнерго» и «Сумыоблэнерго». После этого на предприятиях прошли собрания акционеров. На некоторых они не проводились почти 10 лет.
Но идиллия длилась недолго. Уже в августе было сорвано собрание акционеров «Полтаваоблэнерго», в структуру которого входит Кременчугская ТЭЦ. Местные СМИ заговорили о конфликте собственников, который приводит к срыву подготовки теплового хозяйства города к зиме. Председатель правления «Полтаваоблэнерго» Евгений Засименко признал, что в наблюдательном совете нет единого мнения по поводу деятельности предприятия.
Но может это были временные трудности, пока партнёры притирались друг к другу? Ведь подало же «Полтаваоблэнерго» заявку на участие в приватизационном конкурсе на покупку 25% ПАО «Киевэнерго». Есть большие сомнения в том, что такое решение было принято по общей договорённости между акционерами.
Затаившийся «Приват»
При этом некоторые эксперты видят здесь тонкую игру искушённого в бизнес-схемах днепропетровского олигарха. Они не исключают, что конкурс является всего лишь обманным манёвром. Никто реально покупать акции «Киевэнерго» не собирается. Но громкая заявка позволит отвлечь внимание российского коллеги и увести у него из под носа имущество в Кременчуге.
Возможный сценарий банальный: на предприятие прорывается новое руководство, которое инициирует разрыв договора аренды и передачу имущества ТЭЦ малоизвестной фирме. Местная милиция в процесс не вмешивается, стараясь максимально выгодно для себя использовать кратковременную неопределённость периода смены власти в МВД.
К.Григоришину поясняют, что за маски-шоу следует благодарить, например, жителей Донбасса. Но позже вдруг выяснится, что без включения в акционеры «Укртатнафты» людей «Привата» этот НПЗ останется без пара, т.е. должен остановиться. Константин Иванович всё поймёт, но будет уже поздно — лакомый актив не вернуть. А Игорь Валерьевич и сохранит долю в Кременчугском НПЗ, и получит в единоличное управление городскую ТЭЦ.
При таком сценарии бои развернутся и за само «Полтаваоблэнерго». Тем более, что приватизация этого предприятия не была безупречной с юридической точки зрения. Из показаний Лондонскому суду следует, что контроль над облэнерго нынешние акционеры получили без разрешения Антимонопольного комитета Украины. Хотя одобрение концентрации необходимо при достижении долей в 25 и 50% в таких компаниях. Возможно, это обстоятельство может стать зацепкой для судебных разбирательств. По закону о защите экономической конкуренции, АМКУ может заблокировать акции и даже добиться отмены соглашений купли-продажи. Использовать этот механизм сможет тот акционер «Полтаваоблэнерго», который наладит дружественные отношения с представителями власти. Здесь, очевидно, больше шансов у К.Григоришина, учитывая мощную поддержку со стороны России.
Как бы там ни было, два честных предпринимателя между собой разберутся. Может, опять попытают счастье в суде в Лондоне. Но заложниками внутрикорпоративных споров уже стали жители Кременчуга и Кременчугский НПЗ. Ведь игры с ТЭЦ грозят оставить горожан без тепла в декабрьские морозы, а 4,5 тысячи сотрудников «Укртатнафты» — без работы.
Сергей Николаенко
3 комментаря