«Укртранснафта» за государственный счёт помогает загрузить Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. Компания собирается переработать на предприятии порядка полумиллиона тонн нефти, заплатив за это приблизительно в два раза больше, чем берут другие НПЗ.
В Минэнерго говорят, что стоимость в этом случае не так важна, ведь полученные нефтепродукты должны перекрыть потребности аграриев в дешёвом топливе. Впрочем, эксперты не понимают, каким образом это топливо сможет конкурировать с импортным, сообщает «Коммерсант».Вчера оператор нефтетранспортной системы Украины компания «Укртранснафта» сообщил в системе раскрытия тендерной информации о подписании 13 июля договора на закупку 560 тыс. т казахской нефти Tengiz у швейцарской Transit. Весь объём будет переработан на Кременчугском НПЗ на давальческих условиях. Согласно сообщению, переработка нефти обойдётся в 670 грн/т, а стоимость её хранения — 1 грн/т в сутки.
Эта нефть обойдётся «Укртранснафте» гораздо дороже, чем та, что закупают российские и белорусские НПЗ. Согласно контракту, её стоимость будет привязана к котировкам марки Brent на Platts на момент закупки минус скидка в $2,8/т на момент её приобретения. Закупка произойдёт в августе. Согласно данным консалтинговой компании «А-95», нефть марки Brent может стоить в этот период $790-820/т, то есть на $80-100 дороже российской. Напомним, что российские компании отказываются продавать нефть «Укртатнафте» из-за конфликта группы «Приват» с российской «Татнефтью», владевшей заводом до 2008 года.
Стоимость переработки нефти на Кременчугском НПЗ, указанная в сообщении, также выше рыночной. Так, в конце прошлого года соглашение о переработке давальческой нефти с «Нафтогазом» заключил Лисичанский НПЗ. Тогда в системе раскрытия тендерной информации говорилось, что стоимость переработки составит 288 грн/т. Вчера председатель правления «Укртранснафты» Александр Лазорко отказался комментировать условия переработки. Председатель правления «Укртатнафты» Павел Овчаренко также не стал делать этого.
«Условия контракта — конфиденциальная коммерческая информация, и я не могу давать никаких комментариев на эту тему», — заявил господин Овчаренко.
Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн говорит, что с прошлого года стоимость давальческой переработки не могла существенно подорожать.
«Если цена выросла, то только на размер инфляции, а затраты остались практически на том же уровне», — соглашается с ним директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. По его оценкам, переработать тонну нефти на давальческих условиях на российских и белорусских НПЗ сегодня стоит $50-70 (400-560 грн/т). Аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко допускает, что стоимость переработки на Кременчугском НПЗ может быть несколько выше, чем на Лисичанском.
«У Укртатнафты выход светлых нефтепродуктов больше, а технологический процесс несколько сложнее, чем у Линоса», — говорит он. Впрочем, господин Куюн отмечает, что разница в цене на переработку в этой связи может составлять не более 20-25%.
В Минэнерго официально не комментируют заключение контракта. Однако источник «Ъ» в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности министерства говорит, что контракт между «Укртранснафтой» и «Укртатнафтой» нужен в первую очередь не для заработка, а для формирования резерва нефтепродуктов, предназначенного для аграриев.
«В этой ситуации никто не считался с затратами. Лисичанский НПЗ простаивает с марта, и нужно время, чтобы его запустить, а Кременчугский работает», — говорит собеседник «Ъ».
Впрочем, непонятно, каким образом при такой стоимости нефти и условиях переработки можно будет получить дешёвые нефтепродукты.
«При такой цене нефти и её переработки полученные нефтепродукты просто не смогут конкурировать с импортными, и «Укртранснафта» сможет продать их лишь себе в убыток. Кроме того, оптовый сегмент наполнен импортным топливом, сопоставимым по цене с тем, что продаёт Кременчугский НПЗ», — говорит Сергей Куюн.
Аграрии также не понимают, зачем государство идёт на такие жертвы.
«Нам хватает топлива, и цены на него практически не растут», — говорит гендиректор концерна «Нибулон» Алексей Вадатурский.
«Контракт «Укртранснафты» и «Укртатнафты», на мой взгляд, имеет другую подоплеку. Это попытка группы «Приват» поддержать свой единственный работающий НПЗ, — говорит Дмитрий Марунич. — Без данного контракта завод сработает со значительным убытком по итогам года».
Он напоминает, что «Укртатнафта» контролируется группой «Приват». Нынешний глава «Укртранснафты» Александр Лазорко до прихода в компанию возглавлял другой НПЗ «Привата» — «Галичину». Вчера в «Укртатнафте» сообщили, что компания закончила II квартал с убытком 136,4 млн. грн., а первое полугодие — с убытком в размере 263,3 млн. грн.
Олег Гавриш
6 комментарів