16:00 Четвер 6 2 811
16:00, Четвер, 26 липня 2012
Бизнес 2 811 6

Кременчуг взяли на переработку

«Укртранснафта» за государственный счёт помогает загрузить Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. Компания собирается переработать на предприятии порядка полумиллиона тонн нефти, заплатив за это приблизительно в два раза больше, чем берут другие НПЗ.
В Минэнерго говорят, что стоимость в этом случае не так важна, ведь полученные нефтепродукты должны перекрыть потребности аграриев в дешёвом топливе. Впрочем, эксперты не понимают, каким образом это топливо сможет конкурировать с импортным, сообщает «Коммерсант».

Вчера оператор нефтетранспортной системы Украины компания «Укртранснафта» сообщил в системе раскрытия тендерной информации о подписании 13 июля договора на закупку 560 тыс. т казахской нефти Tengiz у швейцарской Transit. Весь объём будет переработан на Кременчугском НПЗ на давальческих условиях. Согласно сообщению, переработка нефти обойдётся в 670 грн/т, а стоимость её хранения — 1 грн/т в сутки.

Эта нефть обойдётся «Укртранснафте» гораздо дороже, чем та, что закупают российские и белорусские НПЗ. Согласно контракту, её стоимость будет привязана к котировкам марки Brent на Platts на момент закупки минус скидка в $2,8/т на момент её приобретения. Закупка произойдёт в августе. Согласно данным консалтинговой компании «А-95», нефть марки Brent может стоить в этот период $790-820/т, то есть на $80-100 дороже российской. Напомним, что российские компании отказываются продавать нефть «Укртатнафте» из-за конфликта группы «Приват» с российской «Татнефтью», владевшей заводом до 2008 года.

Стоимость переработки нефти на Кременчугском НПЗ, указанная в сообщении, также выше рыночной. Так, в конце прошлого года соглашение о переработке давальческой нефти с «Нафтогазом» заключил Лисичанский НПЗ. Тогда в системе раскрытия тендерной информации говорилось, что стоимость переработки составит 288 грн/т. Вчера председатель правления «Укртранснафты» Александр Лазорко отказался комментировать условия переработки. Председатель правления «Укртатнафты» Павел Овчаренко также не стал делать этого.

«Условия контракта — конфиденциальная коммерческая информация, и я не могу давать никаких комментариев на эту тему», — заявил господин Овчаренко.

Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн говорит, что с прошлого года стоимость давальческой переработки не могла существенно подорожать.

«Если цена выросла, то только на размер инфляции, а затраты остались практически на том же уровне», — соглашается с ним директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. По его оценкам, переработать тонну нефти на давальческих условиях на российских и белорусских НПЗ сегодня стоит $50-70 (400-560 грн/т). Аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко допускает, что стоимость переработки на Кременчугском НПЗ может быть несколько выше, чем на Лисичанском.

«У Укртатнафты выход светлых нефтепродуктов больше, а технологический процесс несколько сложнее, чем у Линоса», — говорит он. Впрочем, господин Куюн отмечает, что разница в цене на переработку в этой связи может составлять не более 20-25%.

В Минэнерго официально не комментируют заключение контракта. Однако источник «Ъ» в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности министерства говорит, что контракт между «Укртранснафтой» и «Укртатнафтой» нужен в первую очередь не для заработка, а для формирования резерва нефтепродуктов, предназначенного для аграриев.

«В этой ситуации никто не считался с затратами. Лисичанский НПЗ простаивает с марта, и нужно время, чтобы его запустить, а Кременчугский работает», — говорит собеседник «Ъ».

Впрочем, непонятно, каким образом при такой стоимости нефти и условиях переработки можно будет получить дешёвые нефтепродукты.

«При такой цене нефти и её переработки полученные нефтепродукты просто не смогут конкурировать с импортными, и «Укртранснафта» сможет продать их лишь себе в убыток. Кроме того, оптовый сегмент наполнен импортным топливом, сопоставимым по цене с тем, что продаёт Кременчугский НПЗ», — говорит Сергей Куюн.

Аграрии также не понимают, зачем государство идёт на такие жертвы.

«Нам хватает топлива, и цены на него практически не растут», — говорит гендиректор концерна «Нибулон» Алексей Вадатурский.

«Контракт «Укртранснафты» и «Укртатнафты», на мой взгляд, имеет другую подоплеку. Это попытка группы «Приват» поддержать свой единственный работающий НПЗ, — говорит Дмитрий Марунич. — Без данного контракта завод сработает со значительным убытком по итогам года».

Он напоминает, что «Укртатнафта» контролируется группой «Приват». Нынешний глава «Укртранснафты» Александр Лазорко до прихода в компанию возглавлял другой НПЗ «Привата» — «Галичину». Вчера в «Укртатнафте» сообщили, что компания закончила II квартал с убытком 136,4 млн. грн., а первое полугодие — с убытком в размере 263,3 млн. грн.

Олег Гавриш
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    6 комментарів
    1. kztu
      kztu з Украина
Kremenchug
      26 липня 2012 17:43 #536132
      0
      Это трындец - переработка нефти убыточна!!!! В какой стране еще так же?
    2. Lord68
      Lord68 з Украина
Kremenchug
      27 липня 2012 08:44 #536144
      0
      в какой стране еще так же?

      В России тут
      Почему не выгодно тут.
      Низкая производительность (глубина) переработки нефти на старых НПЗ в Украине не превышает в среднем 50%. В 2006 году глубина переработки в России составила 71,3 %, в США — 92 %, в Южной и Центральной Америке — 82%, в Европе — 83% и на Ближнем Востоке — 85% (по данным на 2004 г.).
      В настоящее время в США, странах Западной Европы и Японии глубина переработки нефти достигает 86-95%
      Модернизация наших НПЗ нужна.
      На Евро-4 и Евро-5 перейти не можем.
    3. kztu
      kztu з Украина
Kremenchug
      27 липня 2012 09:26 #536145
      0
      Цитата: Lord68
      Модернизация наших НПЗ нужна.

      Ну так кто же нам доктор, у нас просто нет государства, которое должно решать эти вопросы, а есть собственники, которые в модернизацию не будут вкладывать ничего, и одна из причин это политическая нестабильность и полный бардак у власти. Одни пришли - под одну дудку танцуют, другие - под другую. (я Россию не имел в виду.)
    4. Lord68
      Lord68 з Украина
Kremenchug
      27 липня 2012 09:38 #536146
      0
      Согласен.
      А еще у нас любят всё на халяву.
      Гораздо проще выбить у государства льготы и ничего не модернизировать и плакаться. А потом ещё выбивать льготы и работать на старом ещё с совка оборудовании. Никто не хочет ввязываться в долгосрочные проекты. Надо хапнуть здесь и сейчас.
    5. kztu
      kztu з Украина
Kremenchug
      27 липня 2012 12:32 #536151
      0
      Цитата: Lord68
      здесь и сейчас.

      это девиз нынешней власти
    6. fordmax
      fordmax з Украина
Kremenchug
      10 вересня 2012 09:11 #536712
      0
      Коломойский опять придумал как качнуть бабло из государства...
    Бизнес 11:03 Понеділок 0 569 Поради для ФОП щодо зміни групи єдиного податку Головне управління ДПС у Полтавській області інформує, що підприємці, які працюють на спрощеній системі оподаткування, можуть змінити групу єдиного податку за умови відповідності критеріям обраної групи. Важливо, щоб у ФОП не було податкових боргів і не було перевищення річного ліміту доходу.