Первый месяц противостояния Украины и России в автомобильном вопросе уже позволяет сделать выводы, что автомобильную «войну» выиграть будет крайне сложно. Украинская техника, при поставках в Россию, с 1-го сентября облагается утилизационным сбором, который на отдельные позиции стал просто запретительным, в то же время российские автозаводы такой сбор «живыми» деньгами не платят.
В результате украинский экспорт сократился уже в разы, объёмы производства буквально за месяц упали (у отдельных заводов до нуля), а в России даже не почувствовали украинской ответной угрозы. Последствия первого месяца противостояния для украинских автозаводов выясняли корреспонденты AUTO-Consulting.Первым сигнал SOS подал черкасский завод корпорации «Богдан», который в сентябре не выпустил ни одного автомобиля! Завод в августе затарил склады в России и сейчас ожидает завершения переговорного процесса на правительственном уровне.
Ожидания, что противостояние будет кратковременным, не оправдались. Главам государств 28-го сентября на саммите СНГ в Ялте достичь компромисса пока так и не удалось.
Как сообщили AUTO-Consulting в холдинговой компании «АвтоКраЗ» в сентябре завод прекратил отгрузку в Россию самосвалов, тягачей, лесовозов, спецтехники. Утилизационный сбор на самосвалы КрАЗ в России достигает 447 тыс. рублей, что сделало их неконкурентоспособными на фоне КАМАЗов, МАЗов, УРАЛов и т.п. Исключение составляют только шасси, поставляемые производителям спецнадстроек, утилизационный сбор на которые платят уже российские заводы. Только эту позицию продолжили закупать россияне, так как в своём сегменте они просто не имеют аналогов. С остальных сегментов российского рынка КрАЗ бесцеремонно просто вытеснили.
Производители автобусов также свернули поставки в Россию. Луцкий завод «Богдан» в сентябре выпустил всего один автобус для украинского рынка. Программа поставки в соседнее государство 1000 автобусов А20 уже окончательно сорвана.
В АО «Украинский автобус» (ТМ «АТАМАН») AUTO-Consulting сообщили, что в сентябре автобусы в Россию уже не отгружали. «Пока мы распродаём 2-месячные запасы, созданные до 1-го сентября и надеемся, что сбор будет отменён», — сообщил нам топ-менеджер.
В то же время поставки автомобилей из России в Украину продолжаются. Несмотря на утилизационный сбор, который был введён в Украине постановлением правительства №843 от 03.09.12 г., пока нет чёткой процедуры его сбора и контроля. Этим вовсю пользуются импортёры российской техники. К примеру, на КрАЗе отмечают, что в проходивших в сентябре тендерах, КАМАЗ декларировал такие цены на грузовики, которые явно не содержали утилизационный сбор, и отечественный производитель опять их проиграл.
«Получается полный парадокс. КрАЗ выгнали с российского рынка, и продолжают теснить уже на украинском, несмотря на задекларированный сбор с российской техники», — отмечает директор торгового дома «АвтоКрАЗ» Николай Ляпун.
Все собеседники AUTO-Consulting отмечали, что надеются на успешные переговоры по утилизационному сбору.
«Мы должны договориться, я в этом уверен», — подчеркивает Николай Ляпун. Но в Правительстве появилось всё больше скептиков. Большие надежды возлагались на саммит СНГ в Ялте 28-го сентября, однако никаких решений за ним не последовало. Россия всё больше затягивает переговорный процесс, понимая, что времени у украинского автопрома уже нет. Как заявляли в интервью AUTO-Consulting руководители украинских автозаводов: «Автопром может продержаться ещё 3-4 месяца.» Из них один ужё прошёл. К слову, в России никакого спада производства в сентябре не зафиксировано. Значит, точность украинского «оружия» (ответных действий) оказалась даже ниже, чем мы предполагали накануне конфликта. Кто же мог подумать, что даже сбором обложить у нас не смогут.
Новая дата возможного урегулирования автомобильного конфликта – 1 ноября.
«Был предложен так называемый «нулевой» вариант в рамках межгосударственного соглашения», — сказал Министр экономразвития Украины Пётр Порошенко.
Но необходимо, чтобы этот документ прошёл определённые этапы: в Украине его должно утвердить правительство, а в России необходима процедура ратификации.
«Мы договорились, что всё это должно быть сделано до 1-го ноября», — сообщил министр. «Действия наших российских партнёров были достаточно решительны, и я надеюсь, что негативную тенденцию, которую мы имеем в машиностроении, мы сможем преломить, открыв приоритетные для нас рынки», — резюмировал Пётр Порошенко.
Эксперты AUTO-Consulting подсчитали, что украинский автопром только за сентябрь уже потерял $19 млн., в то время, как российские заводы убытков ещё не несли. Практически, «всухую».
3 комментаря