Олег и Константин Жеваго делают очередной шаг к созданию вертикально интегрированного машиностроительного холдинга. На прошлой неделе компания «АвтоКрАЗ» сообщила о приобретении единственного в Украине производителя автомобильных радиаторов — мариупольского завода «Авторадиатор».
Как стало известно, сделка по приобретению контрольного пакета акций мариупольского «Авторадиатора» была завершена «АвтоКрАЗом» в ноябре, а в декабре должно состояться собрание акционеров, на котором будут изменены руководящие органы и регистратор нового актива братьев Жеваго. На сегодняшний день известно, что оперативное управление приобретенным предприятием уже осуществляет бывший первый заместитель генерального директора Внешнеторговой фирмы «КрАЗ» Валерий Гребенюк, назначенный и.о. директора «Авторадиатора». На этом посту он сменил вышедшего из состава акционеров предприятия Виктора Ахобадзе, который до недавнего времени вместе с членами своей семьи владел 56% его акций.Нужно сказать, что интеграция мариупольского завода в состав холдинговой компании «АвтоКрАЗ» является весьма логичным шагом для братьев Жеваго. «Авторадиатор» специализируется на выпуске продукции для грузовых автомобилей, и его основным клиентом является Кременчугский автомобильный завод — базовое предприятие машиностроительного крыла группы «Финансы и Кредит». Именно в Кременчуг была отправлена большая часть из 17 тыс. радиаторов, собранных в Мариуполе в 2005 г., что принесло заводу г-на Ахобадзе 6,8 млн грн. доходов. Судя по этим цифрам, размах деятельности Виктора Гивиевича весьма сложно назвать исполинским, что создало благоприятную почву для поглощения его предприятия представителями более масштабного бизнеса (годовые доходы «АвтоКрАЗа» превышают 1 млрд. грн.). Очевидно, что для них контроль над выпуском радиаторов, которыми комплектуются «КрАЗы», позволяет убить сразу двух зайцев: во-первых, обеспечить стабильность поставок комплектующих, а во-вторых — следить за качеством радиаторов, что позволит братьям Жеваго более эффективно пиарить свою продукцию, которую они активно продвигают на внешние рынки.
Правда, пока что на фоне показателей ближайших конкурентов из СНГ по итогам 2005 г. — российских КамАЗа и УралАЗа, выпустивших 32 тыс. и 8 тыс. машин соответственно, а также белорусского МАЗа (21,3 тыс. машин), сборка грузовиков «АвтоКрАЗом» выглядит достаточно скромно. В крайне удачном для себя 2005 г. (в основном из-за контракта на поставку 2 тыс. автомобилей в Ирак) холдинг братьев Жеваго, нарастив производство на 70% в сравнении с 2004 г., выпустил 3,57 тыс. автомобилей. В нынешнем году производство, видимо, сократится — за 10 месяцев он собрал только 2,66 тыс. автомобилей, или на 10% меньше прошлогодних показателей.
Впрочем, этот досадный факт вряд ли помешает собственникам машиностроительного холдинга и дальше заниматься собирательством активов. На сегодняшний день, помимо «Авторадиатора» и Кременчугского автомобильного завода, в «АвтоКрАЗ» входят Полтавский автоагрегатный завод, «Каменец-Подольскавтоагрегат», Херсонский завод карданных валов, Токмакский кузнечно-штамповочный завод, Симферопольский завод автомобильных рулей и Внешнеторговая фирма «КрАЗ». Исходя из того, что холдинговая компания в Украине работает со 172 поставщиками комплектующих, можно прийти к выводу, что простора для поглощений у нее более чем достаточно. Если же останавливаться на наиболее крупных объектах, которые могут заинтересовать Олега и Константина Жеваго, можно отметить Дрогобычский завод автомобильных кранов, подконтрольный днепропетровским бизнесменам Александру Супрунову и Сергею Коваленко. Это предприятие с доходами на уровне 110 млн. грн. в год выпускает автокраны на шасси автомобилей «КрАЗ» и является достаточно перспективным с точки зрения роста спроса на его продукцию как в Украине, так и за ее пределами. Поэтому будет неудивительно, если вскоре «АвтоКрАЗ» сообщит об интеграции в свой состав и этого завода.
Деловая столица