Украинские вагоностроительные предприятия пытаются сфокусироваться на смежных видах деятельности, чтобы пережить затянувшийся кризис на рынке. Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) готовится к сертификации скоростных поездов «Тарпан» в Российской Федерации, заявил вчера высокопоставленный источник на предприятии.
По словам собеседника издания «Капитал», предприятие прорабатывает вариант сотрудничества в этом направлении с одним из акционеров КВСЗ — Станиславом Гамзаловым (председатель совета директоров российского ОАО «Завод металлоконструкций»).Трудности сбыта
«Мы вынуждены делать упор на развитие пассажирского направления, так как в грузовых вагонах в настоящее время уже нет потребности. Сейчас закончились мелкие контракты на грузовые вагоны, а по пассажирскому направлению в Украине пока также отсутствуют заказы. Предприятие живёт за счёт ремонта вагонов метро для Киева и рассчитывает на заказы скоростных поездов», — говорит менеджер КВСЗ.
Он уточнил, что российский рынок выбран не только потому, что он остаётся наиболее ёмким, а предприятие имеет ряд наработанных клиентов в РФ. Дело в том, утверждает собеседник издания, что и сами россияне заинтересованы в сотрудничестве с украинскими вагоностроителями в производстве скоростных поездов, поскольку санкции Евросоюза мешают российским предприятиям развивать совместные проекты с европейскими производителями.
Впрочем, не все украинские вагоностроители рассчитывают на внимание с российской стороны. Например, коммерческий директор киевского представительства АО «Днепровагонмаш» Андрей Демьянов в комментарии «Капиталу» пожаловался, что российские контролирующие органы пока затягивают продление сертификатов соответствия украинским вагонам.
«Наша компания сегодня отрабатывает возможности поставки комплектующих и запчастей (рамы, тележки, колёса и др.) на европейские рынки — в частности, в Германию, Польшу, Румынию, Словакию, Италию и Францию. Сейчас речь идёт не о получении какой? либо доходности, а о загрузке предприятия работой», — говорит он.
В этом году вагоностроение показывает катастрофически низкие результаты. По данным Госстата, в январе-августе 2014 года усилиями всех предприятий отрасли было выпущено всего 4,7 тыс. грузовых вагонов, что на 76?% ниже, чем за тот же период 2013 года. Ещё недавно «Укрзализныця» (УЗ) хотела пополнять свой парк скоростных поездов и грузовых вагонов. На эти цели УЗ планировала совместно с Мининфраструктуры привлечь под госгарантии свыше 12 млрд грн. Максим Бланк, и.о. генерального директора «Укрзализныци», заявил «Капиталу», что для привлечения этих денег были проведены переговоры с НБУ, но пока взаимопонимания нет.
«Это вопрос правительственного уровня. Возможно, ситуация изменится после парламентских выборов, когда сформируется новый состав правительства», — считает Бланк. Поэтому до тех пор госзаказов не стоит ожидать, полагает эксперт.
Что касается проектов КВСЗ, то в скоростных поездах сегодня нет потребности, говорит Бланк, а дизель-поезда ещё будут закупаться после завершения тестирования.
Нет потребности
На украинские поезда не рассчитывают и в России. Вице-президент «Российских железных дорог» (РЖД) Анатолий Мещеряков в комментарии «Капиталу» сообщил, что на российском рынке уже закрыты потребности в закупке скоростных поездов и в ближайшие несколько лет в новых составах он не будет нуждаться, а заказы РЖД выполняют СП «Трансмашхолдинга» и Alstom, а также группы «Синара» и Siemens. Относительно влияния санкций ЕС на работу совместных компаний Мещеряков ответил следующее: «На выставке Inno Trans в Берлине, проходившей в конце сентября, ни один из иностранных партнёров не высказался за прекращение сотрудничества с российскими компаниями в области железнодорожной техники».
Не особо верят в успех украинских вагоностроителей на российском рынке и независимые эксперты. По словам старшего аналитика инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, «Россия не просто реализует контракты с мировыми лидерами, но получает технологии и создаёт новые рабочие места». Говорить о серьёзных перспективах скоростных поездов КВСЗ на российском рынке можно будет только после того, как контроль над заводом достанется стратегическому инвестору из РФ, что продемонстрировал в своё время «Лугансктепловоз», отметил руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.
Эксперты считают, что определяющим для украинского вагоностроения будет нормализация отношений с Россией и более лояльное отношение российских покупателей к украинским вагонам. По мнению Андрейченко, пока перспективы блеклые, и даже если предположить поворот на 180 градусов в отношениях Украины и России, осадок всё равно останется и российские потребители ещё долго будут осторожно относиться к нашей продукции. Он прогнозирует, что объём производства украинских вагонов уже никогда не выйдет на былой уровень в 50?60 тыс. вагонов в год: «В лучшем случае можно будет рассчитывать на 20?30 тыс. в год, а для такого объёма четыре крупных игрока — слишком много». Поэтому предприятиям стоит перепрофилировать свой бизнес, в частности, на выпуск запчастей для вагоностроительных заводов на европейских рынках, допускает Паращий. По словам Андрейченко, некоторые заводы также могут производить контейнеры и другие металлические изделия. К примеру, «Азовмаш» производит продукцию тяжёлого машиностроения для металлургии.
Андрей Леденев