«Начиная с 2010 года, в России наблюдался настоящий бум вагоностроения. Отдельные российские предприятия, в частности, производящий кроме вагонов танки, «Уралвагонзавод», пробовали разместить заказы на литьё не в Украине, а в Китае», — сообщил Дубров.
По его словам, буквально в сжатые сроки китайские заводы наладили производство литья. Однако большая его часть так и осталась невостребованной, поскольку российские власти в последний момент перекрыли доступ литья из Китая, сделав ставку на собственное производство.
«С позиции государства и российской промышленности — это абсолютно верное решение. С тех пор произведённая по теперь уже устаревшим техническим нормативам продукция так и лежит в Поднебесной без реальных перспектив реализации по причине того, что применена может быть только на дорогах бывшего СССР», — отметил финансовый директор КСЗ.
«Однако Антимонопольный комитет Украины почему-то считает, что импорт литья из Китая, 2012-2013 годов выпуска, расширяет конкуренцию при проведении тендеров «Укразализныци», — с удивлением констатировал Дубров.
Ростислав Дубров также отметил, что разрешение АМКУ на закупку «Укрзализныцей» вагонокомплектов противоречит действующему законодательству Украины и скорее сужает конкуренцию. В частности, согласно Закону «О железнодорожном транспорте», вся поставляемая на железную дорогу продукция должна быть сертифицированной и соответствовать нормам безопасности. Кроме того, Дубров указал на тот факт, что Украина ввела новый ГОСТ на литьё (32400) и всё литьё, произведённое с декабря 2016 года в Украине для нужд «Укрзализныци» должно строго соответствовать этому ГОСТу.
«Мы убеждены, что участвовать в тендерах «Укрзализныци» вправе любое предприятие из любой страны. Главное, чтобы его продукция соответствовала техническим требованиям, выполнения которых требует украинское законодательство и украинский железнодорожный монополист от отечественных производителей. И процесс её приёмки должен соответствовать тому, который применяется согласно действующим в Украине стандартам к отечественным предприятиям», — подчеркнул Дубров, добавив, что в противном случае, вся конкуренция на тендере сведётся к определению того, кто лучше договорится с китайцами о цене на продукцию, место которой на металлоломной куче, а приёмщики «Укрзализныци» будут контролировать процессы порезки на металлолом украинских литейных заводов.
«И пожалуй, самое главное — кто даст гарантии, что произведённая в 2012-2013 годах китайскими предприятиями продукция соответствует действующим сегодня в Украине техническим стандартам? Игнорирование технических норм и стандартов в вагоностроении может привести к огромным разрушениям и человеческим жертвам. И кто гарантирует, что после неминуемой гибели отечественного литейного кластера, «Укрзализниця» не попадёт в зависимость от импорта из Китая или той же России?», — заявил Дубров.
Напомним, в конце февраля «Укрзализныця» объявила два тендера на закупку 960 вагонокомплектов при установленной максимально допустимой цене в 96 тыс. грн. за один комплект. Кроме того, «Центр обеспечения производства» при «Укрзализныце» в феврале объявил ещё два тендера на закупку свыше двух тысяч вагонокомплектов на тех же ценовых условиях. Однако отечественные производители — «Кременчугский сталелитейный завод» и «Азовмаш», возможности производства которых полностью покрывают потребности государственного монополиста, — отказались участвовать в тендерах из-за установленной на экономически не обоснованном уровне максимально допустимой цены. Одновременно, промышленные предприятия и целые отрасли заявляли об огромных потерях из-за отсутствия в необходимом количестве грузовых вагонов и локомотивов. В конце 2016 года премьер-министр Владимир Гройсман призвал «Укрзализныцю» запустить масштабную программу вагоностроения, сделав ставку на отечественных производителей вагонов.
Справка
Кременчугский сталелитейный завод возобновил работу в начале декабря 2016 года после нескольких лет простоя. В частности, завод находился в законсервированном состоянии из-за отказа России покупать продукцию. Кроме того, в это время «Укрзализныця» не проводила тендеры на закупку новых вагонов. ПАО «Кременчугский сталелитейный завод» является ведущим предприятием современного литейного производства Украины по изготовлению стального литья для грузовых вагонов и большегрузных автомобилей.