» » » Продавцам не нужно хранить чеки с POS-терминалов
14:32 П’ятниця 0 2 278
14:32, П’ятниця, 21 лютого 2020
Бизнес 2 278 0

Продавцам не нужно хранить чеки с POS-терминалов

Наверняка Вы видели, как продавцы сохраняют копии квитанций платёжных терминалов (чеки из POS-терминалов). Это можно увидеть почти в каждой торговой сети. Однако, в этом нет смысла, потому что налоговое и банковское законодательство не содержат требований хранить такие чеки.
Пунктом 44.1 статьи 44 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) установлена обязанность налогоплательщиков вести учёт доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учёта, финансовой отчётности, других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Также налогоплательщики обязаны, в частности, обеспечить хранение документов, определённых пунктом 44.1 статьи 44 Кодекса, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение не менее 1 095 дней со дня представления налоговой отчётности, для составления которой используются указанные документы, а в случае её неподачи — с предусмотренного Кодексом предельного срока представления такой отчётности (пункт 44.3 статьи 44 Кодекса). Об этом сообщает пресс-служба Государственной налоговой службы Украины.

Законом Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265) определены правовые принципы применения регистраторов расчётных операций (далее — РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг. Действие его распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчётные операции в наличной и/или безналичной форме.

Согласно статье 2 Закона № 265 расчётный документ — документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчётная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных этим Законом, и зарегистрированным в установленном порядке регистратором расчётных операций или заполненный вручную.

Следовательно, квитанция платёжного терминала (копия такой квитанции) не является расчётным документом в понимании Закона № 265.

Общие принципы функционирования платёжных систем и систем расчётов в Украине, понятие и общий порядок проведения перевода средств в пределах Украины установлены Законом Украины от 5 апреля 2001 года № 2346-ІІІ «О платёжных системах и переводе средств в Украине» (далее — Закон № 2346).

Так, статьёй 1 Закона № 2346 определены термины и понятия, которые применяются при осуществлении расчётов и перевода средств, в частности:
  • документ по операции с применением электронных платёжных средств — документ, подтверждающий выполнение операции с использованием электронного платёжного средства, на основании которого формируются соответствующие документы на перевод или зачисляются средства на счета (пункт 1.5 статьи 1 Закона № 2346);
  • электронное платёжное средство — платёжный инструмент, который предоставляет его держателю возможность с помощью платёжного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средства и инициировать их перевод (пункт 1.14 статьи 1 Закона № 2346);
  • платёжный терминал — электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счёта, в том числе выдачи наличности, получения справочной информации и печатания документа по операции с применением электронного платёжного средства (пункт 1.321 статьи 1 Закона № 2346).

Также Национальным банком Украины на запрос ГНС дано разъяснение (письмо от 28.11.2019 г. № 57-0007/62082) о порядке осуществления с использованием электронных платёжных средств (далее — ЭПС).

Учитывая положения Закона № 2346, и согласно указанному письму НБУ, ЭПС является инструментом доступа к счёту, который используется для инициирования перевода средств со счёта плательщика или с соответствующего счёта банка, в частности для оплаты стоимости товаров и услуг. При этом инициирование перевода с помощью ЭПЗ должно оформляться соответствующими документами по операциям с применением ЭПЗ (квитанция платежного терминала).

То есть квитанция платёжного терминала лишь подтверждает инициирование перевода средств со счёта держателя ЭПС, а не факт продажи товара (получения услуг), поэтому квитанция платёжного терминала не является расчётным документом в понимании Закона № 265. Таким образом, ГНС и НБУ имеют одинаковую позицию относительно возможности отнесения квитанции платёжного терминала (копии такой квитанции) к расчётному документу в понимании Закона № 265.

Учитывая изложенное, ГНС сообщает, что копия квитанции платёжного терминала не является первичным документом в понимании пункта 44.1 Кодекса, а поэтому на сегодня отсутствует обязанность хранения такой копии в течение срока, установленного пунктом 44.3 статьи 44 Кодекса.

Просим субъектов хозяйствования принять указанную информацию к сведению и использовать при осуществлении хозяйственной деятельности.
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    Бизнес 13:58 Вівторок 0 713 До уваги контролерів КІК — фізичних осіб! Державна податкова служба України повідомляє, що наразі триває кампанія подання контролюючими особами — фізичними особами Звітів про контрольовані іноземні компанії (далі — КІК) за 2022 та 2023 звітні періоди.