Хозяйственный суд Полтавской области возбудил дело о банкротстве Кременчугского автосборочного завода (КрАСЗ). Первое заседание суда назначено на 10 сентября. Предприятие входит в группу компаний «АИС», подконтрольную народному депутату от Партии регионов Дмитрию Святашу. Примечательно, что дело о банкротстве КрАСЗа начато по требованию другого структурного подразделения «АИСа» — харьковской «АЗЧ-Сервис». Компания занимается продажей автомобилей и запасных частей.
КрАСЗ задолжал харьковчанам 284 тысяч грн. В самой «АИС» конфликт между предприятиями корпорации вчера не прокомментировали. Тем не менее, эксперты уверены, что банкротство инициировано с целью решить проблему с долгами предприятия перед банками. Так, по состоянию на конец июня 2009 года долг завода по кредитам составлял 509,4 млн. грн., а общий объём долговых обязательств — 563,3 млн. грн. С учётом того, что рыночная стоимость кременчугского предприятия сегодня, по данным Astrum Investment Management, не превышает 100 млн. грн., в результате банкротства кредиторам придётся простить заводу более 460 млн. грн.К тому же, аналитики предполагают, что таким образом «АИС» может пытаться избежать ситуации, которая произошла на Донецком электрометаллургическом заводе (ДЭМЗ), который за долги перешёл в собственность кредитора — «Альфа-Банка». «Исходя из суммы кредиторской задолженности, вполне логично предположить, что и КрАСЗ может находиться в залоге по какому-либо кредиту. И соответственно кредитор может поступить так же, как это сделал «Альфа-Банк» с ДЭМЗ, — отмечает аналитик, пожелавший не называться.
Финансовые проблемы на предприятии начались из-за падения объёмов продаж новых автомобилей в Украине и, как следствие, вынужденного сокращения их производства. Безусловно, это отразилось на финансовых показателях КрАСЗа. Так, в январе-июне 2009 года завод сократил чистый доход от реализации продукции в 9,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года — до 54,6 млн. грн. и получил чистый убыток 32,81 млн. грн., тогда как по итогам первого полугодия 2008 года его чистая прибыль составляла 4,8 млн. грн.
Ранее сообщалось, что, по данным «Укравтопрома», в первом полугодии 2009 года производство легковых автомобилей на Кременчугском автосборочном заводе упало на 91% (на предприятии собираются автомобили под такими брендами, как Geely и внедорожники SsangYong).
Как отмечает пресс-секретарь «АИС» Эля Федорей, с начала года корпорации пришлось приостановить сборку автомобилей. Производство было возобновлено в начале мая и с того времени работает стабильно.
Корпоация «АИС» работает на украинском рынке с 1992 г. Основной вид деятельности — продажа новых легковых, коммерческих, грузовых автомобилей, спецтехники и автобусов. «АИС» — эксклюзивный импортёр марок ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, SsangYong, Geely, официальный дилер марок ВАЗ, КАМАЗ, МАЗ, Иж, Урал, Audi, Citroёn.