Компания «Лукойл-Украина» приняла решение об остановке подконтрольного ей Одесского нефтеперерабатывающего завода. Как сообщил «ДЕЛУ» помощник генерального директора НПЗ Алексей Бибик, сейчас предприятие переведено на работу в режимe рециркуляции (предшествующем остановке). Необходимость в остановке НПЗ вызвана изменением маршрута поставки нефти на завод.
Государственный оператор магистральных нефтепроводов «Укртранснафта» предложил предприятию использовать с 1 октября маршрут 32-й км госграницы Украины с Беларусью — Одесский НПЗ (то есть с задействованием нефтепровода Одесса — Броды в реверсном режиме). До недавнего времени завод транспортировал нефть по Приднепровским магистральным нефтепроводам (маршрут Лисичанск — Кременчуг — Одесский НПЗ). Изменение маршрута прокачки нефти увеличивает затраты и делает невыгодной переработку российской нефти.Помощник генерального директора НПЗ Александр Бибик уверяет: транспортировка нефти по новому пути обходится предприятию значительно дороже за счёт необходимости прокачки нефти на большее расстояние (в частности по территории России и Беларуси). Как подсчитали на НПЗ, при транспортировке нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам прокачка одной тонны обходилась в $32,94. По новому маршруту стоимость вырастет до $38,95. Такое увеличение затрат (около $6 на тонне), согласно заявлению НПЗ, делает невыгодной переработку российской нефти.
Вчера в «Укртранснафте» не сообщили причин изменения маршрута поставок нефти для Одесского НПЗ. Руководитель компании Александр Лазорко отказался общаться на эту тему, в пресс-службе также не предоставили комментариев.
В то же время собеседники «ДЕЛА» отмечают, что изменение маршрута для Одесского НПЗ делает возможными поставки нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам в обратном направлении. В частности, это позволяет транспортировать импортную нефть, поставляемую танкерами в Одессу, на Кременчугский НПЗ. Этот завод входит в состав компании «Укртатнафта», контролируемой группой «Приват». Эта же группа контролирует нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина», который до трудоустройства в «Укртранснафте» возглавлял Александр Лазорко.
Напомним, на данный момент Кременчугский НПЗ перерабатывает только украинскую нефть ввиду того, что российская «Татнефть» (соучредитель «Укртатнафты») в 2007 году отказалась поставлять ему своё сырьё. Соответственно, мощности завода загружены не на полную. Группа «Приват» в течение долгого времени пыталась наладить альтернативные поставки нефти на предприятие (в частности из Ирака и Беларуси), но их объёмы не были значительными.
Руководитель «Укртатнафты» Павел Овчаренко вчера сообщил, что на Кременчугский НПЗ уже были поставлены два танкера импортной нефти из Одессы. Однако он не уточнил, какого происхождения было это сырьё. В то же время, как уверяет собеседник «ДЕЛА», «Приват» уже закупил три танкера азербайджанской нефти, и предполагается, что закупки будут продолжаться.
Получается, в сентябре Приднепровские магистральные нефтепроводы работали в двустороннем режиме. То есть в одни дни российская нефть прокачивалась в направлении Одесского НПЗ. Однако объёмы прокачки были небольшими — 200 тыс. тонн. Соответственно, трубопровод не был загружен всё время. Поэтому в другие дни по нефтепроводу качалась нефть из Одессы в сторону Кременчуга.
Экс-глава «Укртранснафты» Александр Тодийчук объяснил, что технически возможность прокачки нефти разных сортов поочерёдно в двух направлениях возможна. «Данный режим называется «последовательная прокачка нефти». Нефть одной марки, идя по трубопроводу, вытесняет техническую нефть другой марки в резервуары, заполняя собой ёмкости для технической нефти. Потом — наоборот», — пояснил он.
В то же время, по словам эксперта, такой способ работы «может быть экономически не совсем целесообразным». Эксплуатация Приднепровских магистральных нефтепроводов в одном направлении выгоднее «Привату». Получить комментарии представителей этой группы вчера не удалось.
4 комментаря