Требовать возврата средств или проведения обмена товара на новый покупатель вправе при подтверждении факта наличия существенного недостатка, возникшего по вине производителя.
В Законе Украины «О защите прав потребителей» законодатель определил, что наличие существенного недостатка товара должно быть подтверждено заключением экспертизы.Следует отличать диагностику товара от экспертизы товара.
Диагностика товара производится продавцом (сервисным центром) безвозмездно по обращению потребителя о необходимости устранения недостатка в товаре. Последствиями диагностики товара является гарантийный ремонт или гарантийная замена при обнаружении недостатка технически сложных бытовых товаров, возникших по вине производителя. В случае, когда по результатам проведения диагностики не обнаружен недостаток в товаре или выяснено, что недостаток возник не по вине производителя (продавца), потребителю предоставляется подтверждающий документ в бумажной или электронной форме.
Важно! Акт проведения диагностики товара не является экспертным заключением!
Порядок проведения и назначения экспертизы для определения обстоятельств утраты свойства продукции и вероятных существенных недочётов продукта регламентируется ст. 17 Закона Украины «О защите прав потребителей», согласно которой в случае, когда во время гарантийного срока необходимо определить причины потери качества продукции, продавец (исполнитель, производитель) обязан в 3-дневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции. Экспертиза производится за счёт продавца (исполнителя, производителя).
Важно! Для проведения экспертизы необходимо письменное согласие потребителя!
Если в выводах экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю в результате нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки или действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу (исполнителю, выполняющему его функции) расходы по проведению экспертизы.
Если экспертиза даст вывод, что дефект подлежит устранению, потребитель по своему выбору имеет право требовать от продавца уменьшения цены на товар, бесплатного ремонта или возмещения затрат на устранение недостатков товара.
Если экспертизой будет установлено, что недостаток в товаре не может быть устранён, устранение этого недостатка требует более 14 дней или после устранения недостатка товар будет существенно иным, чем предусмотрено сопроводительными документами, то потребитель вправе требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы, требовать замены товара на такой же товар или аналогичный, из числа имеющихся у продавца.
Потребитель, продавец (исполнитель, изготовитель) имеют право на обжалование выводов экспертизы в судебном порядке.
Также товароведческая экспертиза может быть назначена судом для установления характера недостатка товара.
По информации ГУ Госпродпотребслужбы в Полтавской области