Современный мир невозможно представить без рекламы. Дети с восторгом смотрят ролики во время рекламных пауз. В них всегда используются простые для запоминания мелодии, а также яркие сюжеты, на которые просто невозможно не обратить внимание. Звук во время рекламы всегда становится более громким.
Реклама может влиять на детей как положительно, так и отрицательно. Это зависит от содержания и качества представленного материала, например:- содержать информацию об инновациях и передовых технологиях. В такой рекламе ребёнок узнаёт о новых разработках;
- реклама может содержать предупреждения (например, о вреде алкоголя, курения и т. п.). Это помогает детям осознать опасность определённых явлений и избегать их в будущем;
- реклама продуктов гигиены формирует у ребёнка ряд полезных привычек;
- реклама натуральных продуктов способствует развитию навыков здорового питания;
- реклама, демонстрирующая, как дети помогают родителям дома, бережно относятся к природе и т. п., поощряет ребёнка поступать так же.
Хотя реклама имеет для детей ряд важных преимуществ, но и негативное влияние также есть:
- у ребёнка обычно есть карманные деньги, которые он обязательно потратит под воздействием рекламы;
- дети влияют на родителей, заставляя их покупать то, что они видели в рекламе;
- реклама с самого детства воспитывает в детях потребителей, людей, которые будут стремиться покупать товары в будущем.
Поэтому, на защите уязвимой и ещё не сложившейся психики наших детей стоит закон. Статьёй 20 («Реклама и дети») Закона Украины «О рекламе» определены требования к рекламным сюжетам.
Запрещается реклама:
- с использованием изображений детей, потребляющих или использующих продукцию, предназначенную только для взрослых или запрещённую законом для приобретения или потребления несовершеннолетними;
- с информацией, которая может подорвать авторитет родителей, опекунов, попечителей, педагогов и доверие к ним детей;
- с размещением призывов к детям приобрести продукцию или обратиться к третьим лицам с просьбой сделать покупку;
- с использованием изображений настоящего или игрушечного оружия, взрывных устройств.
К тому же, реклама не должна содержать изображения детей в опасных ситуациях или при обстоятельствах, которые в случае их имитации могут наносить вред детям или другим лицам, а также информации, способной вызвать пренебрежительное отношение детей к опасным для здоровья и жизни ситуациям.
Также в Законе Украины «О рекламе» сказано, что реклама не должна наносить детям морального или физического вреда, вызывать у них ощущение неполноценности. Реклама не должна указывать на возможность приобретения рекламируемого товара, рассчитанного преимущественно на детей, каждой семьёй без учёта возможностей её бюджета. Реклама не должна создавать у детей впечатление, что владение рекламируемой продукцией даёт им преимущество над другими детьми.
Со своей стороны родители должны объяснять детям, что такое реклама и с какой целью её демонстрируют.
Следует отметить, что основными принципами рекламы являются: законность, точность, достоверность, использование форм и средств, которые не наносят потребителю рекламы вреда. Реклама должна учитывать особую чувствительность детей и не причинять им вреда.
В случае выявления рекламы с признаками нарушения Закона «О рекламе», Вы можете обратиться в Консультационный центр ГУ Госпродпотребслужбы в Полтавской области по адресу: ул. Воскресенский спуск, д. № 7, г. Полтава, индекс 36000 или e-mail consult@polvet.gov.ua и по тел. (053-25) 4-57-59.