Перед тем как подать заявку на регистрацию торговой марки, необходимо её проверить. Это мера, позволяющая существенно увеличить шансы на успех. Так можно определить уникальность будущей ТМ, узнать об обозначениях со схожими названиями. Если такой анализ не провести, а экспертиза при регистрации обнаружит сходства, заявитель получит отказ без возврата уплаченной пошлины. Документы придётся подавать заново, теряя время и деньги.
Виды предварительной проверки торговой марки
Есть два пути – платный и бесплатный.
- Бесплатно – проверка онлайн самостоятельно, с использованием онлайн-сервиса на сайте компании. Нужно просто ввести имя для поиска в нужное поле и нажать кнопку поиска. Результат будет точнее, если указать также классы для будущей регистрации. Недостаток такого варианта – проверка исключительно в базе зарегистрированных обозначений, минуя заявки. Это скорее проверка для того, чтобы заявитель мог сориентироваться, но в качестве окончательного анализа перед регистрацией лучше воспользоваться платным вариантом поиска.
- Платно – профессиональная услуга, выполняемая патентным поверенным. Анализ ТМ, оценка вероятности положительного ответа при регистрации, проверка баз не только оформленных обозначений, но и поданных заявок. Это оптимальное решение для подготовки к регистрации любого обозначения. Профессионал может заранее определить шансы на регистрацию и дать необходимые рекомендации, чтобы всё прошло хорошо.
Преимущества профессиональной проверки ТМ
От регистрации торговую марку отделяет два этапа экспертизы, которые начинаются после подачи заявки. Проверяются документы, сопровождающие обозначение, а также в обязательном порядке определяется, не затрагивает ли обозначение чужих прав. ТМ не должна иметь сходства и тождества с чужими обозначениями, это своего рода проверка уникальности.
Главная задача поверенного в ходе профессиональной предварительной проверки – не только сопоставить новую ТМ с теми, которые уже зарегистрированы или поданы на оформление. Важно оценить, насколько уникальна ТМ. При этом оценить такие параметры без опыта и знаний трудно. Обозначения не обязательно должны быть одинаковыми, чтобы считаться схожими. Чтобы сделать вывод, их нужно сопоставить по смыслу, звучанию, написанию и другим критериям. Отличить разные ТМ от схожих до степени смешения часто бывает не под силу рядовому человеку.
Как определяется сходство обозначений
Для определения степени сходства есть три основных критерия оценки:
- Семантика. Оценка смыслового сходства обозначений. Если по-разному звучащие названия имеют одинаковый смысл, торговая марка будет считаться вводящей в заблуждение и получит отказ в регистрации.
- Фонетика. Сходство в плане произношения. Два названия могут быть написаны совершенно по-разному и при этом быть схожими по звучанию.
- Визуальный фактор. Сходства в зрительном плане.
Если хотя бы по одному из перечисленных выше параметров обозначения окажутся схожими, в регистрации будет отказано. Слова с совершенно разным набором символов, например, такие как Буква и Литера, не кажутся схожими. При этом они имеют сходство до степени смешения, так как у них общая семантика. Разное написание и звучание не решает проблему, так же как решению не помогут оригинальное лого, шрифт и другие приемы.
Вывод прост: при кажущейся простоте принципов определение уникальности обозначения может оказаться слишком трудной задачей. Поэтому заявителям без знаний и опыта лучше выбрать путь, предполагающий поддержку профессионального поверенного.
Можно ли обойтись без проверки ТМ
Да, без неё обойтись можно. Этот вариант хорош, если в запасе много времени и средств, а заявителю интересно проверить на практике теорию вероятности. В остальных случаях проверка торговой марки очень важна и нужна. Только грамотный предварительный поиск может дать исчерпывающую информацию о будущей ТМ, поможет оценить шансы на успех и изменить что-то до подачи документов, если в этом будет необходимость.