Прежде всего рекламодателю следует убедиться, что рекламируемые услуги или средства не относятся к перечню «запрещённых», имеют необходимые разрешения и официально допущены к применению в Украине.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской технике, методам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации определяет Закон Украины «О рекламе» № 270/96-ВР. В нём прописаны общие принципы, которым должна соответствовать любая реклама, а также специфические правила медицинской сферы.Прежде всего, Закон определяет, какие именно лекарственные средства и медицинские услуги можно рекламировать. Так разрешается реклама:
- только таких лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, которые в установленном порядке разрешены центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, для применения в Украине;
- только таких лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта врача и не внесены центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в перечень лекарственных средств, запрещённых к рекламированию.
В то же время закон определяет, какая реклама однозначно запрещена:
- реклама лекарственных средств, применение и отпуск которых разрешается только по рецепту врача, а также внесённых в список запрещённых к рекламированию лекарственных средств;
- реклама допинговых веществ и/или методов их использования в спорте;
- реклама проведения целительства на массовую аудиторию;
- реклама новых методов профилактики, диагностики, реабилитации и лекарственных средств, находящихся на рассмотрении в установленном порядке, но ещё не допущенных к применению.
Реклама услуг народной медицины (целительства) и лиц, предоставляющих их, разрешается только при наличии соответствующего специального разрешения на занятие народной медициной (целительством), выданного центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, кроме рекламы на радио, и должна содержать номер, дату выдачи указанного разрешения и название выдавшего его органа.
Особое внимание рекламодателю и распространителю рекламы следует обратить на требования Закона к оформлению и содержанию такой рекламы.
Реклама лекарственных средств, медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации должна содержать:
- объективную информацию о лекарственном средстве, медицинском изделии, методе профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и осуществляться так, чтобы было понятно, что приведённое сообщение является рекламой, а рекламируемый товар является лекарственным средством, медицинским изделием, методом профилактики, диагностики, лечения, реабилитации;
- требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства или медицинского изделия;
- рекомендацию об обязательном ознакомлении с инструкцией на лекарственное средство;
- текст предупреждения такого содержания: «Самолечение может быть опасным для Вашего здоровья», которая занимает не менее 15% площади (длительности) всей рекламы.
Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации не может содержать ссылок на терапевтические эффекты в отношении заболеваний, не поддающихся или тяжело поддающихся лечению.
В рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации запрещается размещение:
- сведений, которые могут производить впечатление, что при применении лекарственного средства или медицинского изделия консультация со специалистом не нужна;
- сведений о том, что лечебный эффект от применения лекарственного средства или медицинского изделия гарантирован;
- изображений изменения человеческого тела или его частей в результате болезни, ранений;
- утверждений, способствующих возникновению или развитию страха заболеть или ухудшить состояние своего здоровья из-за неиспользования лекарственных средств, медицинских изделий и рекламируемых медицинских услуг;
- утверждений, способствующих возможности самостоятельного установления диагноза для болезней, патологических состояний человека и их самостоятельного лечения с использованием рекламируемых медицинских товаров;
- ссылок на лекарственные средства, медицинские изделия, методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации как наиболее эффективные, наиболее безопасные, исключительные относительно отсутствия побочных эффектов;
- ссылок на конкретные случаи удачного применения лекарственных средств, медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
- рекомендаций или ссылок на рекомендации медицинских работников, учёных, медицинских учреждений и организаций по рекламируемым товарам или услугам;
- специальных проявлений благодарности, писем, отрывков из них с рекомендациями, рассказами о применении и результатах действия рекламируемых товаров или услуг от отдельных лиц;
- изображений и упоминаний имён популярных людей, героев кино-, теле- и анимационных фильмов, авторитетных организаций;
- информации, которая может вводить потребителя в заблуждение о составе, происхождении, эффективности, патентной защищённости рекламируемого товара.
В рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации запрещается участие врачей и других профессиональных медицинских работников, а также лиц, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей.
Запрещается размещать в рекламе лекарственных средств информацию, позволяющую предположить, что лекарственное средство является пищевым, косметическим или другим потребительским товаром, или, что безопасность, или эффективность этого средства, обусловлена его природным происхождением.
В рекламе товаров и методов, не относящихся к лекарственным средствам, медицинским изделиям, методам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также в рекламе пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок запрещается ссылаться на то, что они имеют лечебные свойства.
По информации ГУ Госпродпотребслужбы в Полтавской области