13:02 Вівторок 3 5 629
13:02, Вівторок, 3 вересня 2013

Кременчугский автозавод начинался с производства мостов

Только-только окончилась Великая Отечественная война, страна лежала в руинах. Мосты довоенной постройки в большинстве своём были разрушены. А возведённые на их месте фронтовыми сапёрами временные переправы нуждались в замене добротными и надёжными конструкциями промышленного изготовления.
Планами руководства страны на послевоенную пятилетку было намечено капитально восстановить и построить на железнодорожных магистралях 1800 больших и средних мостов, в том числе через реки Днепр и Дон, Днестр и Неву, Неман и Западную Двину, Волхов и Южный Буг…

26 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны принял решение об обеспечении выполнения крупнейших работ по восстановлению разрушенных мостов. Выполняя это решение, Народный Комиссар путей сообщения решил вопрос о строительстве мостовых заводов в городах Воронеже и Кременчуге.

Уже в мае 1945 года в Кременчуг приехала бригада специалистов Главмостостроя для того, что­бы определить площадку под будущее производство. Подходящее место нашлось на северной окраине города, рядом со строительством завода Народного Комиссариата авиационной промышленности, которое было законсервировано в начале войны. Выбор площадки определился наличием большой свободной территории, предназначенной для промышленного строительства, наличием близко расположенных подъездных железнодорожных путей, наличием шоссейной дороги, связывающей площадку с городом и возможностью обеспечить строительство местными стройматериалами, водой и электроэнергией от существующих источников.

Фото: kompass.ua31 августа 1945 года Народным Комиссаром Путей Сообщения СССР был подписан приказ №С-831ц о сооружении заводов в г. Кременчуг. Предприятий было намечено построить сразу три: завод мостовых конструкций, прокатную базу Главмостостроя и механический завод.

Конец 1945 и первую половину следующего года заняли подготовительные работы: шла разметка производственной площадки, рытьё котлованов, подвод электроэнергии.

В июне 1946 года в фундамент кузнечного цеха был заложен первый кирпич. Практически одновременно началось строительство других цехов: литейного, деревообрабатывающего, ремонтных мастерских.

12 июня 1948 года была введена в строй первая очередь мостового завода. В этот же день была забита первая заклёпка в ферму будущего моста.

Фото: kompass.ua7 июля Кременчугский завод мостовых металлоконструкций зарегистрирован Госстроем СССР как действующий.

В марте 1949 года первое пролётное строение расчётным пролётом р=43,2 метра изготовлено заводом и отгружено на строительство моста через реку Клязъма.

В этот год было завершено строительство литейного цеха, кузницы и модельной мастерской, сданы в эксплуатацию три готовых пролёта главного корпуса.

Строительство завода ещё продолжалось, а уже начались работы по совершенствованию технологии производства мостовых пролётов. Кременчугский завод первый среди мостостроителей страны внедрил электросварку под флюсом по методу академика Е.О. Патона. Большую помощь заводчанам в освоении сварки громоздких конструкций мостовых ферм оказали специалисты Ленинградского научно-исследовательского института мостов.

Уже в 1950 году началось изготовление цельносварных пролётов длиной 23 и 33,6 м. Дело оказалось непростым, потребовалось лучшее, чем прежде, качество обработки кромок заготовок. Качество швов контролировалось с помощью специальной рентгеновской установки.

Новая технология и возросший уровень производства блестяще себя проявили при сооружении одного из крупнейших в мире клепано-сварных мостов на Волге, в городе Ульяновске. Применение сварки позволило построить мост на четыре месяца раньше срока и при этом сэкономить 660 тонн металла.

Фото: kompass.uaВ 1952 году завод продолжал наращивать выпуск мостов. Металлоконструкции для Керченской паромной переправы и Беломорско-Балтийского канала, мосты в Сталинграде, Крюковский мост в Кременчуге — это лишь небольшая часть заказов завода того времени. Арбатский мост в Москве, мосты через Волгу, Днепр, Вислу и многие другие реки были сделаны руками мостостроителей Кременчуга. Кременчугским мостам была суждена долгая жизнь. Это были мосты в будущее.

В конце 1952 года мостовой и механический заводы слились в один — Кременчугский мостовой завод Министерства путей сообщения СССР.

В 1953 году программа восстановления разрушенных войной мостов была завершена. Завод оказался недогруженным и вынужден был перейти на выпуск непрофильной продукции: подвесных дорог для животноводческих ферм, ручных насосов и других изделий.

В 1956 году предприятие полностью поменяло профиль. За десять лет своего существования оно выросло до уровня крупного промышленного предприятия, имеющего хорошие производственные мощности, современные оборудование и технологии, высококвалифицированные кадры. Около трёх тысяч человек трудового коллектива были готовы решать новые задачи, как тогда говорилось, «поставленные партией и правительством».

За период существования мостового завода было выпущено 607 мостов общей длиной более 27 км, на изготовление которых пошло около 104 тысяч тонн металлоконструкций.
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    3 комментаря
    1. Iva
      Iva з Украина
Kremenchug
      3 вересня 2013 18:48 #541558
      0
      В 1952 году завод продолжал наращивать выпуск мостов. Металлоконструкции для Керченской паромной переправы и Беломорско-Балтийского канала, мосты в Сталинграде, Крюковский мост в Кременчуге

      На сайте газеты я уже писал, что Крюковский мост был построен в 1949 году. Металлоконструкции из специальной легированной стали поставлялись из Днепропетровска. Подъёмные механизмы изготовила Чехословакия.
      Если наш завод и делал, что-то для Крюковского моста, то только отдельные "железки".
    2. Tarasevich
      Tarasevich з Украина
Dnepropetrovsk
      3 вересня 2013 22:52 #541571
      0
      Цитата: Iva
      Металлоконструкции из специальной легированной стали поставлялись из Днепропетровска.

      На 98% уверен что именно Днепропетровский завод металлоконструкций им. И. В. Бабушкина выполнил этот заказ.
    3. Iva
      Iva з Украина
Kremenchug
      4 вересня 2013 12:00 #541575
      0
      Цитата: Tarasevich
      На 98% уверен что именно Днепропетровский завод металлоконструкций им. И. В. Бабушкина выполнил этот заказ.

      По этому поводу сомнений нет!
      Фермы Крюковского моста изготавливали в Днепропетровске.
      Но, что-то, вероятно, делали и на нашем заводе. Очевидно, вспомогательные конструкции и детали.