На сегодняшний день фармацевтический рынок занимает одно из ведущих мест в экономике Украины. Следовательно, он тесно связан с жизнью человека. Важную роль играет реклама лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
Не все лекарственные средства можно рекламировать, а к тем, что разрешены, устанавливаются жёсткие требования. Рекламирование лекарственных средств и изделий медицинского назначения определяет статья 21 Закона «О рекламе».- Разрешается реклама:
- только таких лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, которые в установленном порядке разрешены специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, к применению в Украине;
- только таких лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта врача и не внесены центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в перечень лекарственных средств, запрещённых к рекламированию.
- только таких лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, которые в установленном порядке разрешены специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, к применению в Украине;
- Запрещается реклама лекарственных средств, применение и отпуск которых разрешается только по рецепту врача, а также внесённых в перечень запрещённых к рекламированию лекарственных средств.
- Запрещается реклама допинговых веществ и/или методов для их использования в спорте.
- Реклама лекарственных средств, медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации должна содержать:
- объективную информацию о лекарственном средстве, медицинском изделии, методе профилактики, диагностике, лечении, реабилитации и осуществляться так, чтобы было понятно, что приведённое сообщение является рекламой, а рекламируемый товар является лекарственным средством, медицинским изделием, методом профилактики, диагностики, лечения, реабилитации;
- требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства или медицинского изделия;
- рекомендацию по обязательному ознакомлению с инструкцией на лекарственное средство;
- текст предупреждения такого содержания: «Самолечение может быть вредным для вашего здоровья», которое занимает не менее 15 процентов площади (продолжительности) всей рекламы.
- объективную информацию о лекарственном средстве, медицинском изделии, методе профилактики, диагностике, лечении, реабилитации и осуществляться так, чтобы было понятно, что приведённое сообщение является рекламой, а рекламируемый товар является лекарственным средством, медицинским изделием, методом профилактики, диагностики, лечения, реабилитации;
- Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации не может содержать ссылок на терапевтические эффекты в отношении заболеваний, которые не поддаются или трудно поддаются лечению.
- В рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации запрещается участие врачей и других профессиональных медицинских работников, а также лиц, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей.
- Запрещается размещать в рекламе лекарственных средств информацию, которая позволяет предположить, что лекарственное средство является пищевым, косметическим или иным потребительским товаром или, что безопасность или эффективность этого средства обусловлена его естественным происхождением.
- В рекламе товаров и методов, которые не принадлежат к лекарственным средствам, медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также в рекламе пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок запрещается ссылаться на то, что они имеют лечебные свойства.
- Запрещается реклама проведения целительства на массовую аудиторию.
- Запрещается реклама новых методов профилактики, диагностики, реабилитации и лекарственных средств, которые находятся на рассмотрении в установленном порядке, но ещё не допущены к применению.
- Реклама услуг народной медицины (целительства) и лиц, которые их предоставляют, разрешается только при наличии соответствующего специального разрешения на занятие народной медициной (целительством), выданного центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, кроме рекламы на радио, и должна содержать номер, дату выдачи указанного разрешения и наименование органа, который его выдал.
- Лица, которые осуществляют производство и/или продажу лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, могут выступать спонсорами теле-, радиопередач и программ путём приведения информации рекламного характера об имени или наименовании, знаке для товаров и услуг, за исключением ссылок на лекарственные средства, употребляемые и распространяемых только по предписанию (рецепту) врача, медицинскую технику, методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, применение которых требует специальных знаний и подготовки.
- Запрещается телепродажа лекарственных средств, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также медицинской техники, применение которой требует специальных знаний и подготовки.
- Положения настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, которая размещается в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также которая распространяется на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике.
Главным управлением Госпродпотребслужбы в Полтавской области постоянно проводится работа по недопущению распространения рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, запрещённой требованиями законодательства.
За информацией обращайтесь в Консультационный центр ГУ Госпродпотребслужбы в Полтавской области по адресу: ул. Воскресенский спуск, д. № 7, г. Полтава, или на e-mail: consult@polvet.gov.ua и по тел. +380(532)54-57-59.