В Главное управление Госпродпотребслужбы в Полтавской области поступают жалобы граждан о нарушении их прав при заказе услуг такси. Что же нужно знать пассажиру такси, чтобы защитить свои права и обезопасить себя от конфликтных ситуаций?!
Основным документом, регулирующим отношения «таксист-пассажир», являются Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утверждённые Постановлением Кабмина от 18.02.1997 г. № 176 (далее — Правила). В этом документе подробно описаны права и обязанности водителя и пассажира такси, что разрешено и запрещено перевозить в автомобиле, а также каким образом услуги такси должны предоставляться. Кроме того, спорные отношения регулируются Законом Украины «О защите прав потребителей» и Правилами дорожного движения.Что нужно знать, заказывая такси?
Позвонив в службу такси, Вы должны сообщить оператору адрес, время подачи автомобиля и Ваш контактный телефон. Также можно обсудить конечный пункт маршрута, время выполнения заказа и стоимость услуги.
Предприятие должно сообщить заказчику услуг (по его требованию):
- своё наименование и местонахождение;
- адрес и номер телефона, по которым принимаются претензии по поводу ненадлежащего уровня обслуживания;
- основные характеристики услуги (время подачи транспортного средства, модель, номерной знак и т. п.);
- стоимость услуги и/или тариф на проезд, включая плату за подачу транспортного средства, условия оплаты услуги;
- порядок расторжения контракта.
О нарушении условий договора, что привело к невозможности предоставления или получения услуги такси в оговоренный срок, предприятие — заказчик услуг сообщает в обязательном порядке другой стороне. Если заказ услуги перевозки на такси принят позже чем за 30 минут до определённого времени его выполнения и предприятие не имеет возможности обеспечить выполнение заказа, оно обязано предупредить об этом заказчика услуги не позднее чем за 30 минут до определённого времени подачи транспортного средства, а в случае, когда время от принятия заказа до его выполнения составляет менее 30 минут — немедленно.
Когда платить за услугу?
Расчёты за услуги такси производятся по окончании перевозки. По требованию пассажира ему выдаётся чек в соответствии с оплаченной стоимостью проезда. Чек выдаётся с помощью таксометра — устройства, рассчитывающего стоимость поездки по предварительно программируемым тарифам в зависимости от расстояния и времени поездки.
Нужно ли доплачивать багаж и что вообще можно перевозить с собой?
Доплачивать за багаж не нужно. Пользуясь услугой такси, Вы автоматически получаете право на перевозку багажа. В багажном отделении такси разрешается перевозка груза, общий вес которого не превышает предусмотренный технической характеристикой транспортного средства при условии свободного закрытия и/или открытия крышки багажника. В салоне разрешается перевозить вещи, свободно проходящие через дверные проёмы автомобиля (без снятия ограничителей), которые не портят и не загрязняют салон, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалом заднего вида. Кроме того, исключается перевозка «запрещённых» вещей (наркотических средств, оружия, взрывчатки и т. п.).
Можно ли перевозить животных?
Порядок перевозки животных на такси определяется отдельным законодательным актом — Правилами транспортировки животных (утверждены Постановлением Кабмина от 16.11.2011 г. № 1402). Данный документ позволяет перевозить в салоне автомобилей мелких животных в корзинах, сумках со сплошным дном, птиц в клетках, собак в намордниках при наличии поводка. Но при условии, что животные не загрязняют салон и вещи пассажиров и располагаются на полу, а при наличии подстилки — на сидении.
Следует отметить, что государственный контроль за соблюдением требований, предусмотренных указанными правилами, возлагается на Государственную службу Украины по безопасности на транспорте, Национальную полицию Украины и Госпродпотребслужбу.