КП «Кременчугводоканал» информирует о применении с 01.06.2020 года нового размера тарифов на услуги централизованного водоснабжения и централизованного водоотведения для жителей многоквартирных домов.
Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, № 283 от 04.02.2020 года коммунальному предприятию «Кременчугводоканал» установлены экономически обоснованные тарифы на 2020 год на услуги централизованного водоснабжения в размере 9,73 грн/м3 (без НДС) и на услуги централизованного водоотведения в размере 10,13 грн/м3 (без НДС). Стоимость услуг с НДС — 11,68 грн/м3 и 12,16 грн/м3, соответственно.На выполнение вышеупомянутого постановления НКРЭКУ КП «Кременчугводоканал» с 05.02.2020 года применило новый размер тарифов на услуги для отдельных категорий потребителей: предприятий, расположенных в отдельно стоящих зданиях, и для населения — жителей частного сектора.
Тарифы не были применены к жителям многоквартирных домов — населению и предприятиям, расположенных на первых этажах многоэтажек. Решение о неприменении нового размера тарифов на услуги для потребителей многоквартирных домов на то время было обусловлено переходным периодом, что связано с изменениями в законодательстве.
До 01.05.2019 года водоканалом с потребителями заключалось два разных типа договоров на услуги в зависимости от категории потребителя: договоры на централизованное водоснабжение и водоотведение (с жителями частного сектора и предприятиями в отдельных зданиях), и договоры на централизованное снабжение холодной воды, водоотведения, с использованием внутридомовых систем (с жильцами многоквартирных домов). В соответствии с действующим на то время законодательством для вышеупомянутых услуг НКРЭКУ устанавливались и отдельные тарифы.
Разница между вышеупомянутыми видами услуг, а, соответственно и отличие структуры тарифов, заключалась, в частности, в дополнительных затратах на деятельность водоканала, которая осуществлялась внутри многоквартирного дома (заключение договоров, ведение базы данных потребителей, урегулирование вопросов оплаты).
Новой редакцией Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» изменена классификация коммунальных услуг. С 01.05.2019 года не предусмотрены такие виды коммунальных услуг, как услуги по централизованному снабжению холодной воды, водоотведению (с использованием внутридомовых систем).
Одновременно с этим из всех законодательных актов, в том числе ЗУ «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг», ЗУ «О естественных монополиях» изъяты все положения, касающиеся государственного регулирования тарифов на услуги по централизованному снабжению холодной воды, водоотведению (с использованием внутридомовых систем).
С введением в действие изменений в законодательство единым видом коммунальных услуг, предоставляемых субъектом хозяйствования в сфере питьевого водоснабжения является централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение. И эта услуга на сегодня водоканалом предоставляется до водопроводного ввода любого дома, будь то многоквартирный или дом частной застройки.
Деятельность внутри многоквартирного дома на сегодня законодательно определена немонопольной, расходы, связанные с её проведением выделены из тарифов и должны оплачиваться в виде платы за абонентское обслуживание.
Плата за абонентское обслуживание — платёж, который потребитель должен платить водоканалу по индивидуальному договору для возмещения расходов, связанных с заключением договора, индивидуальным учётом, осуществлением распределения объёма потреблённых услуг, взысканием платы за услуги, и т. п. Вопрос начисления или неначисления платы за абонентское обслуживание в условиях переходного периода зависит от выбранной потребителями модели организации договорных отношений. И согласно действующему законодательству до момента принятия потребителями соответствующего решения не может начисляться.
По вопросу заключения договоров с потребителями — жителями многоквартирных домов на основании изменённого законодательства необходимо учесть следующее.
Согласно «Заключительных и переходных положений» ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрено, что не позднее, чем в течение одного года со дня введения в действие этого Закона (то есть, не позднее 01.05.2020 года) совладельцы многоквартирных домов независимо от выбранной ими формы управления многоквартирным домом обязаны принять решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг (кроме услуг по поставке электроэнергии и природного газа) по каждому виду коммунальной услуги в соответствии с частью первой статьи 14 настоящего Закона, а исполнители коммунальных услуг — заключить с такими совладельцами договоры о предоставлении соответствующих коммунальных услуг в соответствии с выбранной совладельцами модели организации договорных отношений.
В случае, если совладельцы многоквартирного дома самостоятельно не выберут одну из моделей организации договорных отношений, определённых частью первой статьи 14 Закона, и/или не договорятся с исполнителем, размер платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги, между исполнителем соответствующей коммунальной услуги и каждым совладельцем после 01.05.2020 года должен был быть заключен индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги с учётом особенностей, определённых частью седьмой статьи 14 Закона.
КП «Кременчугводоканал» ожидало завершения переходного периода и готовилось к заключению индивидуальных договоров с потребителями многоквартирных домов с 01.05.2020 года и, соответственно, применения действующих, установленных НКРЭКУ в 2020 году экономически обоснованных тарифов.
Но 30.03.2020 года ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)» от 30.03.2020 года № 540-IX) внесены изменения в ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» в части отсрочки срока для избрания собственниками (совладельцами) модели организации договорных отношений на неопределённый срок (5 месяцев со дня завершения мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни, предусмотренных карантином, Кабинетом Министров Украины).
Поэтому, фактически до завершения текущего 2020 года не представляется возможным заключение договоров в новой редакции с потребителями многоквартирных домов без их личного согласия.
По состоянию на 01.06.2020 года с инициативой относительно выбора модели организации договорных отношений с водоканалом и, соответственно, с предложением о заключении договора к водоканалу обратились жители 7 жилых многоквартирных домов из общего количества 1 287 домов.
Относительно письма Минрегиона, которое предоставило разъяснение об условиях переходного периода, согласно которому, по утверждению Министерства, предприятия-поставщики коммунальных услуг до момента заключения договоров в новой редакции должны применять тарифы, установленные соответствующим уполномоченным органом до 01.05.2019 года, — оно не является нормативно-правовым актом и не может устанавливать правовые нормы, имеет только информационный, рекомендательный и разъяснительный характер.
При этом следует учитывать следующее. Нормами ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» и ЗУ «О питьевой воде, питьевом водоснабжении и водоотведении» предусмотрена обязанность потребителя производить оплату за полученные услуги централизованного водоснабжения и централизованного водоотведения согласно тарифам, установленным в соответствии с законодательством. Под понятием тарифов следует понимать не тарифы, установленные ранее (до 01.05.2019 года), а тарифы, установленные именно на момент оказания услуг, за которые взимается оплата, и которые регулируются в установленном законодательством порядке.
Без введения экономически обоснованного размера тарифов на централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение согласно постановлению НКРЭКУ от 04.02.2020 года № 283 для жителей многоквартирных домов предприятие за период с февраля по апрель 2020 года уже получило убытки на сумму 6,1 млн грн. Годовой объём убытков, нанесённых предприятию за неприменение тарифов жильцам многоэтажек, составит около 26,0 млн грн.
Возмещение предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства убытков, полученных вследствие ограничения возможности применения всем категориям потребителей экономически обоснованного размера тарифов на услуги на законодательном уровне на сегодняшний день не предусмотрено.
Нормативно определено, что Министерство развития общин и территорий Украины должно проводить политику по обеспечению бесперебойной работы предприятий коммунальной отрасли. Согласно возложенным задачам Министерство, среди прочего, утверждает порядки, нормы и правила в сфере ЖКХ.
КП «Кременчугводоканал» в апреле обратилось к Премьер-министру Украины и Министерству развития общин и территорий Украины относительно решения на государственном уровне вопроса о компенсации предприятию фактически понесённых убытков за февраль–март 2020 года и срочного урегулирования нормативно-правовых актов с целью беспрепятственного применения экономически обоснованных тарифов для всех категорий потребителей. Ответа не получено, а также любого государственного решения на сегодняшний день не принято.
Согласно нормам ЗУ «О питьевой воде, питьевом водоснабжении и водоотведении», КП «Кременчукводоканал» обязано обеспечивать бесперебойное предоставление услуг водоснабжения и водоотведения всем категориям потребителей, осуществлять меры по обеспечению нормативов питьевого водоснабжения и соблюдению государственных стандартов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения.
Согласно нормам ЗУ «О питьевой воде, питьевом водоснабжении и водоотведении», КП «Кременчугводоканал» обязано обеспечивать бесперебойное предоставление услуг водоснабжения и водоотведения всем категориям потребителей, осуществлять меры по обеспечению нормативов питьевого водоснабжения и соблюдение государственных стандартов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения.
В соответствии с требованиями постановления НКРЭКУ «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности из централизованного водоснабжения и централизованного водоотведения», Лицензиат, КП «Кременчугводоканал», обязан осуществлять реализацию объёмов централизованного водоснабжения и централизованного водоотведения согласно тарифам, установленным уполномоченным органом.
При этом при осуществлении хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению и централизованному водоотведению лицензиат должен придерживаться структуры расходов согласно статьям, утверждённым в тарифе на централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение. За нарушение лицензионных условий в части применения убыточных тарифов предусмотрено применение к предприятию финансовых санкций в размере разницы между экономически обоснованными и фактическими тарифами, а также лишение лицензии.
При текущих условиях хозяйствования без применения экономически обоснованных тарифов по всем категориям потребителей, в дальнейшем невозможно будет обеспечить устойчивую производственно-хозяйственную деятельность КП «Кременчугводоканал» и, соответственно, избежать увеличения убытков.
Предприятие уже сегодня испытывает существенную нехватку оборотных средств. Уровень возмещения фактической себестоимости услуг средними доходами по состоянию на 01.05.2020 года составляет 91,7%.
С мая текущего года на предприятии введены меры экономии всех видов трудовых и материальных ресурсов. Трудовой коллектив работает по неполному графику рабочего времени, работники недополучают четвёртую часть штатной заработной платы.
Не проводятся плановые ремонты производственных основных средств. Не выполняются мероприятия инвестиционной программы.
Впервые за последние годы не уплачена в полном объёме очередная сумма на погашение кредита Всемирного банка.
Ежемесячно водоканал должен обеспечить предварительную авансовую, до начала расчётного периода, в размере 50% оплаты за поставки и распределение энергоносителей. В случае неуплаты — расторжение действующих условий договора поставки, перевод на Поставщика «последней надежды», как следствие — рост тарифов на энергоносители на 30%.
Ежемесячно предприятие должно обеспечить своевременную уплату налогов в государственный бюджет, приобретать реагенты для очистки воды и горючее для выезда аварийных бригад.
В среднем до 7 аварийных ситуаций ликвидируется работниками предприятия на изношенных сетях города. Из-за нехватки средств в будущем может возникнуть угроза невозможности устранения порывов, засоров, и т. п. Под угрозой станет бесперебойное и качественное водоснабжение и отвод стоков для потребителей города.
Учитывая вышеизложенное, для обеспечения устойчивой работы предприятия, на основании Решения НКРЭКУ, которое является обязательным для исполнения, предприятием принято решение о применении с 01.06.2020 года установленных НКРЭКУ тарифов на услуги централизованного водоснабжения и централизованного водоотведения для жителей (собственников, совладельцев) многоквартирных домов.
Администрация КП «Кременчугводоканал»