Молодой житель Кременчуга, насмерть забивший бродягу-инвалида, – не маньяк и не шпана. Как ни дико, он – обычный человек, не контролирующий свои эмоции. «Газета…» выяснила, почему таких становится всё больше.
То, что у этого убийства, совершённого в конце октября, не было никаких видимых причин, поражает даже больше, чем его жестокость. 20-летний прохожий напал на незнакомого 46-летнего бродягу лишь за то, что тот попросил бутылку из-под пива. Парень внезапно схватил первую попавшуюся палку и с остервенением стал лупить одноногого попрошайку по голове. А когда жертва перестала подавать признаки жизни, спокойно отправился домой спать.Когда милиция пришла к подозреваемому, он не стал ни отпираться, ни особо раскаиваться, хоть и сказал, что не думал о последствиях. Судя по словам пресс-офицера Кременчугского городского управления милиции Татьяны Романчук, этот человек не имеет отношения ни к куражащейся шпане, ни к мажорам, которых «папа отмажет». Родился в небольшом селе, вырос во вполне благополучной семье, в Кременчуг переселился несколько лет назад. Худощавый, но жилистый, он трудился рядовым строителем. По местным меркам зарабатывал неплохо – около 3 тысяч гривен, снимал квартиру, встречался с девушкой. Руководство и коллеги на него не жаловались: уравновешенный, неконфликтный, спиртным не злоупотреблял. Даже в момент злодеяния строитель не был пьян – так, подвыпивший, с той самой бутылки…
Понятно, что на работе его характеристику могли смягчить из сострадания, как это обычно и делается, но ведь и проблем с законом у него не было, и к психиатрам на учёт он не попадал. Что же вдруг нашло на обычного человека, каких вокруг миллионы? Сейчас он говорит о своей неприязни к бомжам, считая их мерзкими существами. Но это лишь подтверждает, что убийство было импульсивным, без всякого плана. Пятнадцать лет, на которые вполне могут посадить задержанного, – цена, которую не всякий охотно заплатит даже за избавление от злейшего врага, а не то что от «никчемного» бродяги.
Как распознать того, кто больше склонен к вспышкам гнева?
У него плохое воспитание. Он не умеет радоваться чужим успехам. Он темпераментен. Его социальное окружение не одёргивает его и даже подталкивает к проявлениям ярости, из-за чего личность деформируется быстрее. Он очень часто использует местоимение «Я».
Фильм Falling Down, переведённый у нас как «Падение» или «С меня хватит», одним из первых показал ситуацию, когда ничем не примечательный обыватель вдруг «слетает с катушек». Герой Майкла Дугласа, в одночасье лишившись работы и возможности видеться с дочерью, пробирается к ней через город, круша всё на своём пути.
Что советуют специалисты, если «на душе накипает»?
Не задавливать своё раздражение, а выговариваться с близкими или психотерапевтом. Ходить в бассейн и тренажёрный зал. По примеру японцев, вымещающих зло на кукле с лицом шефа, колотить боксёрскую грушу. Смотреть комедии, а не боевики. Читать книги, где точно есть хэппи-энд.
«Школьников должен наблюдать психиатр»
– Решать, нет ли у парня нераспознанного психического расстройства, я заочно не возьмусь, – говорит эксперт Киевского городского центра судебно-психиатрической экспертизы Елена Козерацкая. – Однако в моей практике были случаи, когда что-то «дикое» совершали люди не просто здоровые, но и положительные. Например, один киевский студент, которого травили в группе, пырнул карандашом обидчика и порезал кого-то ножом, выбегая из аудитории. Другой студент – умница и прирождённый математик – когда ему по молодости лет не продали пиво, пырнул перочинным ножиком незнакомого мужчину, который поддержал продавщицу. Оказывается, ещё в школе парнишку унижали и били, а выговориться он никому не мог – вот и накопилось… А был и 14-летний подросток, который из-за накопившейся ненависти убил свою мать и сварил её голову в кастрюле: мы признали его вменяемым, то есть способным контролировать свои действия и понимать их значение.
Что стоит за «необъяснимыми» вспышками агрессии? Причина есть всегда. Если это не состояние, квалифицируемое как «физиологический аффект» (как было у первого студента), и не «проекция» (как у второго), есть ещё так называемое делинквентное поведение. Оно возникает из-за поражений головного мозга ещё в материнской утробе или при родах – от сдавливания, от кислородного голодания из-за пуповины, обвившей шею, либо как следствие алкоголизма родителей. Деликвентное поведение проявляется в том, что человек не всегда может и считает нужным себя контролировать – однако оно не всегда является проявлением психического заболевания и может успешно поддаваться психотерапевтической коррекции. В советские годы таких детей обучали в специальных закрытых интернатах и своевременная коррекция позволяла им в дальнейшем успешно адаптироваться в социуме. Но та система рухнула – и обычные классы получили по несколько «хулиганов», которые бьют и грабят слабых, игнорируют замечания учителя… Педагоги не знают, что с ними делать, а одноклассники, видя безнаказанность, охотно перенимают «дурной пример», что влияет на общество в целом.
Число людей, не умеющих или не желающих сдерживать себя, по сравнению с временами советской стабильности увеличилось: это и заброшенное «поколение 90-х», и те, кто нахватался моделей поведения из голливудских триллеров, и те, чьи нервы измотаны задержками зарплат, политическими дрязгами, транспортной толчеей. Что делать? На бытовом уровне – держаться подальше от мрачных, «колючих» людей и не ввязываться в перепалки с хамами. На государственном – восстановить систему спецучреждений для подростков с нарушениями поведения, в школе ввести обязательное консультативно-динамическое наблюдение детским психиатром, что позволит вовремя выявлять расстройства поведения и эмоционально-волевой сферы у детей и подростков. СМИ и кинематограф тоже могут помочь делу: раз уж изображают преступление – то без смакования, а так, чтобы все понимали, насколько оно отвратительно и бессмысленно.
Эксперт «Газеты…»: «У нас растёт новая человеческая порода: порода невоспитанных»
Психолог Вадим Колесников:
– Несдержанные люди, склонные к так называемым «острым психоэмоциональным состояниям», то есть способные легко выйти из себя и натворить дел, – это проблема педагогическая, а не психологическая. Они просто плохо воспитаны, а воспитание для того и нужно, чтобы себя контролировать. Конечно, и современный ритм жизни, и, как говорил Зощенко, «очереди и трамваи» подталкивают к тому, чтобы мы не любили людей, но большинство из нас умеет сдерживать свои эмоции, и закладывается это ещё в детстве.
Но не могу отрицать, что количество несдержанных – то есть плохо воспитанных – в нашем обществе растёт, и причины этого понятны. Любой слом экономического уклада, жизненного ритма приводит к тому, что мы перестаём пользоваться опытом своих родителей. Мы же сейчас живём не так, как жили они. У нас иные потребительские модели, иные отношения на работе, мы говорим на языке, который родители не понимают. И многие начинают подсознательно сомневаться:, а правильно ли меня воспитывали? И если неправильно, так, может, и запрет на убийство – тоже неправильный запрет?
У нас зреет порода людей, которые думают, что им всё позволено, которые нацелены любыми способами ухватить побольше и считают, что за это ничего не будет. Им наплевать на всех вокруг, ведь они считают, что если обращать внимание на других, то самому уже не выжить. Тот 20-летний парень, по-видимому, из этой категории.
Дмитрий Орлов, Марина Осийчук, Владимир Алифанов
17 комментарів