«У меня чисто спортивный интерес – какая же будет цена на бензин весной. Уже прогнозируют и 12, и 15 гривен за литр. Интересует и другое – ходят слухи, что скоро с заправок исчезнет импортный бензин. Это тоже неприятная новость для автомобилистов. Качество украинского топлива не всегда приличное, и я старался его по возможности избегать», – признаётся «Фокусу» менеджер одной из киевских СТО Андрей Мазур.
По информации консалтингового агентства «А-95», с начала декабря 2010 года литр 95-го бензина поднялся в цене с 7,69 до 8,74 грн. Правительство винит в этом импортёров и рассматривает возможность ограничения их присутствия на рынке. «Отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы привела к монополизации рынка со стороны импортёров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило им ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня», – заявил премьер Азаров.Сейчас подходит к концу расследование возбуждённого в январе Антимонопольным комитетом дела о возможном сговоре импортёров бензина, которые в конце января 2010 года подняли цены на топливо. По мнению Николая Азарова, внутренний рынок нужно защищать от излишних объёмов импорта. Однако, отстаивая интересы отечественных производителей бензина, в правительстве не учли потребности автолюбителей с машинами средней и выше средней ценовой категории – после ограничения импорта качественный бензин стандарта Euro 5 станет дефицитом, поскольку украинские НПЗ его попросту не производят.
Угроза остановки
Об ограничении импорта бензина заговорили после того, как в январе директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоуглепрома Константин Бородин заявил, что руководители шести украинских НПЗ обратились к министру Юрию Бойко с просьбой ввести антидемпинговые пошлины на нефтепродукты вне зависимости от страны их происхождения. Основная жалоба – неравные условия работы. «Ключевой проблемой для украинской нефтепереработки является преимущество внешних игроков. За счёт субсидирования со стороны РФ заводы Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан. – Фокус) получают нефть значительно дешевле, чем украинские и европейские предприятия. Это преимущество, по нашим подсчётам, в феврале составляло около 140 долларов на тонне топлива», – объясняет логику претензий НПЗ пресс-секретарь ООО «ТНК-ВР Коммерс» Дмитрий Зверев. Схожее мнение «Фокусу» высказали и на неработающем с конца прошлого года Одесском НПЗ, заявив, что завод могут вообще не запустить, если пошлины не введут. Кстати, закрытием грозят и на Лисичанском НПЗ.
В правительстве нефтепереработчиков поддерживают и обещают, что ориентировочно пошлина составит $130 за тонну бензина и $80 за тонну дизтоплива. При этом не разграничиваются пошлины для бензина из стран Таможенного союза – Беларуси, лидирующей по поставкам на украинский рынок бензина А-92 и А-80, и Литвы и Румынии, поставляющих львиную долю импортного А-95 и А-98. Впрочем, правительство не планирует принимать никакого решения, пока не будет окончено расследование АМК. Кстати, по данным комитета, среди лидеров по повышению цен оказались и компании, владеющие украинскими НПЗ – ПИИ «Лукойл-Украина» (материнская компания которой владеет Одесским НПЗ) и ООО «ТНК-ВР Коммерс» (в состав группы входит Лисичанский НПЗ).
Качественная нехватка
Более 50% бензина марки А-95 в Украине – импортного происхождения. По мнению заместителя директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, после введения пошлины импорт сократится на 70%. В первую очередь из-за роста цен и оттока покупателей. По подсчётам директора консалтингового агентства «А-95» Сергея Куюна, заявленная нефтепереработчиками пошлина добавит к литру бензина 1,3 грн., дизтоплива – 0,8 грн./л.
«Безусловно, при введении пошлин цены вырастут, и мы ждём некоторого сокращения покупателей», – осторожно прогнозирует начальник отдела по связям с общественностью и прессой сети АЗС «ОККО» («Галнефтегаз») Олесь Пограничный. Другие опрошенные «Фокусом» импортёры предпочли воздержаться от прогнозов.
«Неизвестно, способны ли украинские заводы нарастить нефтепереработку. У них может просто не хватить ресурсов, – утверждает Сергей Куюн. – Им нужно будет перерабатывать непропорционально много нефти, потому что европейский завод из тысячи тонн нефти произведёт 400 тонн бензина, а наш – всего 200: в Украине низкая глубина переработки». На украинских НПЗ с экспертами не согласны.
«Возможностей наших заводов с запасом хватает для покрытия существующих потребностей и даже экспорта. К примеру, в прошлом году Лисичанский завод переработал для внутреннего рынка всего около 2,5 млн. тонн сырья при мощности около 8 млн. В целом отечественные заводы сегодня способны произвести 12 млн. тонн светлых нефтепродуктов в год при потребности местного рынка в 10 миллионов», – утверждает Дмитрий Зверев. Это при том, что, по данным «А-95», в 2010 г. украинские заводы произвели 6,5 млн. тонн топлива, включая дизель.
Однако даже если стоящий сейчас Одесский НПЗ возобновит работу, в Украине сохранится дефицит бензина с высоким уровнем очистки.
«Бензин уровня Euro-5 в Украине не производят. Euro-4 пока только обещают выпускать на Лисичанском и Одесском НПЗ. Кременчуг декларирует выпуск Euro-4, однако, по моей информации, этого не может быть. Там нет необходимого оборудования. Впрочем, проверить это невозможно – в Украине никто не контролирует качество топлива», – уверен Геннадий Рябцев.
По мнению Сергея Куюна, сейчас Кременчугский НПЗ вполне может выпускать Euro-4, однако, если на заводе начнут наращивать производство бензина, качество может упасть. Между тем переработчики утверждают, что Euro-5 или Euro-4 – исключительно экологическая норма, не имеющая отношения к качеству. Но потребители с этим мнением не согласны.
«Моя машина весьма чувствительна к качеству топлива. Я пробовал заливать бак обычным А-95 и пробовал ездить на топливе премиальных марок. Разница была очевидной», – уверяет Андрей Мазур.
До конца месяца решится, чем Андрей и другие автолюбители станут заправлять машины.
«Хотя я против пошлин, однако нужно обратить внимание и на украинскую нефтепереработку. Например, избавить рынок от безналогового импортёра „Ливела“ (за четыре месяца прошлого года без налогов и пошлин компания ввезла в Украину около 1 млн. т светлых нефтепродуктов. – Фокус). Кроме того, правительство должно обязать заводы перейти на европейские стандарты топлива», – объясняет Сергей Куюн. В крайнем случае, убеждён Дмитрий Зверев, ограничить пошлины нефтепродуктами из стран Таможенного союза. Тогда и НПЗ не потеряют прибыль, и автолюбители не останутся без качественного бензина.
Наталия Гузенко