На украинском рынке нефтепродуктов ситуация складывается так же, как в не слишком цензурном, зато популярном анекдоте о молодом и взрослом быках на холме и стаде коров в долине. Суть одна и та же – медленно спуститься с холма и… Не торопясь, зато – всё стадо. В данном случае «быки» — это нефтетрейдеры, а в роли стада?
Впрочем, особой догадливостью для ответа на этот вопрос страдать не обязательно. Итак…Стоя на красивом холме
28 марта НАК «Нафтогаз Украины» на сайте Минэкономразвития объявила тендер по выбору компании для проведения аудита запасов углеводородов на своих месторождениях по международным стандартам. Не верится, что до сих пор эта компания не знает, сколько у неё этих запасов в закромах. Ведь прошлый смотр своих запасов «Нафтогаз» проводил в 2004 году, с помощью компании Miller & Lents. Теперь вот снова объявлен конечный срок приёма заявок, им станет 27 апреля, а эту самую оценку компания хочет получить до 2012 года. Требуется этот шаг для первичного размещения акций НАК. Кроме того, до конца года требуется найти компанию, которая проведёт оценку имущества дочек «Нафтогаза Украины» — «Укртрансгаза», «Укртранснафты» и «Укргаздобычи», а также стоимости пакетов акций, принадлежащих НАК в других активах. Предполагается также, что эти «дочки», таким образом, получат самостоятельность в соответствии с принятым в прошлом году законом «О функционировании рынка природного газа».
Ранее руководство НАК «Нафтогаз Украины» заявляло, что IPO компании необходимо для повышения прозрачности и понятности НАК для кредиторов, да и привлечение средств для погашения кредиторской задолженности и модернизации газотранспортной системы тоже не помешает. Но речь идёт не о газотранспортной системе и даже не о цене газа. И даже не о том, что чистый убыток НАК «Нафтогаз Украины» за 2010 г. составил 21 млрд 431 млн 345 тыс. грн. против прибыли годом ранее. И не о том, что, по словам премьер-министра Украины Николая Азарова от 11 марта, дефицит финансовых ресурсов «Нафтогаза Украины» в 2010 г. составил 60 млрд грн.
О чём речь?
НАК «Нафтогаз Украины» осуществляет полный цикл операций по разведке и разработке месторождений, эксплуатационному и разведывательному бурению, транспортировке и хранению нефти и газа. Свыше 90% нефти и газа в Украине добывается предприятиями НАК. Он же осуществляет переработку газа, нефти и конденсата на пяти газоперерабатывающих заводах, производя на них сжиженный газ, моторные топлива и другие типы нефтепродуктов. Компания также имеет собственную сеть автозаправочных станций. Вот о текущей и грядущей ситуации на них, болезных и пойдёт речь.
Начнём с того, что, по прогнозам, озвученным главой Всемирного Банка Робертом Зелликом, средняя цена мирового рынка нефти в 2011 г. составит 96,8 долл./баррель, а в 2012 г. цены на нефть снизятся до 92,3 долл./баррель. Оценка была сделана с учётом повышения прогноза мирового спроса на нефть на 2011 год Международным энергетическим агентством (МЭА). В настоящее время МЭА прогнозирует, что мировой спрос на нефть, который в 2010 году оценивался в 87,8 млн барр. в сутки, в 2011-м возрастёт до 89,3 млн барр. в сутки. Понятно, что при этом учитывалась ситуация в Ливии, там повстанцы взяли под свой контроль морские порты Брега и Рас-Лануф, где расположены экспортные нефтеналивные терминалы, через которые осуществлялись поставки ливийской нефти в Европу. Посему ожидается более скорое возобновление экспорта из этой страны, вооружённый конфликт в которой, по мнению экспертов, прибавил к мировым ценам на нефть 10–15 долл./баррель. То есть, цены на бензоколонках во всём мире вырастут, но не так значительно, как предполагалось ранее.
Понятно, что волнения в Сирии, Йемене и Бахрейне, которые создают угрозу распространения нестабильности на другие страны Ближнего Востока, резкому снижению цен на нефтепродукты также не способствуют, но и повышение цен на бензин по 50 копеек в день миру не грозит. Всему миру.
Кроме нас
И вот почему. В заявлении Игоря Коломойского 30 марта прозвучало, что «на фоне роста цен на нефтепродукты, в Украине не будут вводиться пошлины.
«Я думаю, их (пошлины) и не введут… потому что глупо вводить пошлины на фоне роста цен… Я не знаю, согласятся ли с этим нефтепереработчики или не согласятся, но я думаю, когда растёт цена на нефтепродукты и на нефть — нет смысла вводить пошлины», — сказал Коломойский. Он предположил, что введение пошлин возможно, однако только тогда, когда будет зафиксировано падение цен на нефтепродукты. Кроме того, он заявил, что цены на бензин не будут понижены из-за отсутствия в Украине нефти собственного производства.
«У нас всегда будет дорогой бензин, потому что у нас нет собственной нефти», — заявил бизнесмен. Вот так вот. Это помимо того, что объединение «Укрнафты» и «Укртатнафты» …невозможно. «Надо ликвидировать оба акционерных общества и создать новое. А юридически, как это сделать? Я же не юрист», — сказал он.
При этом Коломойский отметил, что выступает за создание вертикально интегрированной нефтегазовой компании (ВИНК). Но не это для рядового потребителя является ключевым моментом, а то, что Коломойский подчеркнул, что разница в цене на бензин между столицей и регионами объясняется тем, что в регионах вероятней всего нераспроданный бензин остался на складах: «Если есть остатки на складах тех трейдеров, которые сохранились, и которые были по низкой себестоимости, может в тех регионах торгуются старые запасы, и сохраняются понижение цены. В Киеве расход топлива и расход бензина выше, и поэтому здесь нет старых запасов. Поэтому здесь рост цены быстрее происходит. Здесь повышенное потребление, поэтому выше цены».
Теперь понятно – это всё заграничный продукт, иначе откуда ему взяться в Украине, у которой «нет» собственной нефти? Более 86% добычи которой принадлежит ОАО «Укрнафта», акционеры которой 22 марта перенесли рассмотрение вопроса создания ВИНК с «Укртатнафтой» и увеличения уставного капитала на 25%, при этом 50%+1 акция «Укрнафты» принадлежит ГК НАК «Нафтогаз Украины», 42% акций контролирует группа «Приват», совладельцем которой является Игорь Коломойский. «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) — крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод проектной мощностью 18,6 млн т. В 2007 г. оперативный контроль над «Укртатнафтой» установила группа «Приват». Вопрос был перенесён «в связи с тем, что требовал более детального изучения». Наличия отсутствия нефти в Украине? Или того, аудит чего, собственно, собирается проводить «Нафтогаз» у своей «дочки» — «Укрнафты»? Вряд ли.
Детальное изучение
Пока же Кабмин Украины и владельцы украинских НПЗ подписали меморандум о сотрудничестве, предусматривающий увеличение переработки нефти НПЗ и предоставление государством необходимых для этого условий. Со стороны Кабмина меморандум подписал министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, со стороны нефтетрейдеров Евгений Бакулин от «Нафтогаз Украины», Вагит Алекперов от «Лукойл», Герман Хан от ТНК-ВР, Игорь Коломойский от «Нефтехимик Прикарпатья», Павел Овчаренко от «Укртатнафта». Перед церемонией подписания премьер-министр Украины Николай Азаров 30 марта подчеркнул важность данного меморандума, отметив, что «В Украине стабилизирована экономическая ситуация, мы выходим из кризиса, темпы роста ВВП у нас более 6%… но… к большому сожалению, нельзя сказать о росте в области нефтепереработки, напротив за последние годы у нас сокращался объём переработки на наших нефтеперерабатывающих заводах… Правительство безусловно будет взаимодействовать с вами (нефтетрейдерами) постоянно, будем поддерживать вас и принимать меры для того, чтобы вы осуществили не только увеличение доли переработки, но и модернизацию наших нефтеперерабатывающих комбинатов», — сказал Азаров.
Он выразил надежду, что нефтетрейдеры будут также добросовестно исполнять свои обязательства, которые записаны в меморандуме. По его словам на сегодняшний день есть основания полагать, что на мировых рынках цена на нефть стабилизируется. Таким образом, казалось бы, все шесть руководителей нефтеперерабатывающих предприятий, которые ещё в конце 2010 г. обратились с письмом к министру энергетики и угольной промышленности Юрию Бойко с просьбой ввести антидемпинговые пошлины на нефтепродукты вне зависимости от страны производителя для увеличения объёмов переработки нефти, были успокоены Премьером лично. Если бы не одно «но».
Не тут-то было
Дело в том, что решением от 22 декабря 2010 г. Высший административный суд Украины оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций, которыми украинско-польскому совместному предприятию «Тайстра» и всем его дочерним предприятиям было предоставлено право на импорт нефти и нефтепродуктов в Украину без уплаты акцизного сбора и НДС. В частности, оставлено в силе решение Харьковского апелляционного суда от 31 мая этого же года, которым было закрыто производство по делу о законности ввоза компанией «Ливела» (Полтавская область) нефти и нефтепродуктов без уплаты. Таким образом, Суд отклонил кассационные жалобы Энергетической региональной таможни, Кременчугской объединённой государственной налоговой инспекции в Полтавской области, Государственной налоговой инспекции в Кременчуге. Об этом говорится в определении суда. В резюмирующей части решения суда говорится, что оно окончательное и обжалованию не подлежит.
А началось всё с того, что 23 июля 2010 г. Энергетическая региональная таможня подала апелляционную жалобу в Харьковский апелляционный административный суд на решение Автозаводского районного суда г. Кременчуга (Полтавская обл.) от 9 июля 2010 г. В нём разъяснялось, что таможня обязана осуществлять таможенное оформление нефти и нефтепродуктов, которые перемещаются через границу Украины в адрес ООО «Тайстра» и его дочерних предприятий (среди которых и «Ливела») без уплаты НДС, акцизного сбора и ввозной пошлины. Данное решение распространяется на все дочерние предприятия ООО «Тайстра» (с долей не менее 51%) независимо от даты их регистрации. Именно после получения этого решения «Ливела» начала импортировать нефтепродукты без уплаты НДС и акцизного сбора. Кроме того, Гостаможня также оспаривала решение Автозаводского районного суда г. Кременчуга (Полтавская обл.) от 19 января 2004 г., согласно которому ООО «Тайстра» и все его дочерние компании (в том числе, и «Ливела») пользуются гарантиями защиты иностранных инвестиций. Всё это привело к тому, что уже в октябре 2010 г. «Ливела» импортировало в Украину 409,68 тыс. т светлых нефтепродуктов, приблизив таким образом долю безналогового импорта к отметке в 50% от общего объёма поставок светлых нефтепродуктов.
Харьковский апелляционный административный суд 10 ноября 2010 г. принял решение, которое делает невозможным импорт нефтепродуктов от «Ливела» без уплаты НДС и акцизного сбора, а через 12 дней ВАСУ его отменяет. Окончательно и без обжалования. Но и это ещё не всё.
На закуску
Напомним, что с 2011 года заработал Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией, в рамках которого нефтеперерабатывающие предприятия этих стран получают нефть без пошлин, что даёт им преференции по сравнению с украинскими НПЗ. В этой связи Межведомственная комиссия международной торговли начала расследование в отношении импорта нефтепродуктов, которое продолжается до сих пор. Юрий Бойко заявлял, что из-за мирового подорожания цены на нефть Кабинет министров в ближайшее время не будет рассматривать вопрос внедрения пошлины на импортные нефтепродукты. То есть, «Ливела» получила «зелёный свет».
Предполагается, по-видимому, что топливо от «Ливелы» «разбавит» рынок дешёвым предложением и не даст рознице повышать цены, ведь бензин от других компаний просто перестанут покупать. Кстати, осенью 2010 года «Ливела» уже контролировала до 40% украинского рынка, что в свою очередь сдержало цены на АЗС от роста после повышения акциза в мае 2010 года. Это притом, что в проекте меморандума об экономической и финансовой политике (МЭФП), согласованного украинской стороной и миссией МВФ, закреплено обещание Кабинета министров Украины перед МВФ не допустить безналоговый ввоз нефтепродуктов.
Где смеяться?
Итак, «Ливела» является «дочкой» украинско-польского предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) «Тайстра». Согласно закону «Об иностранных инвестициях», принятому ещё в 1992 году, эти самые ПИИ имеют гарантии государства на применение к ним законодательства, действовавшего на момент осуществления инвестиций. Поскольку же в 1992 году в Украине не было законов «Об НДС», «Об акцизном сборе», то практически 100% нефтепродуктов, ввозимых в страну до 2003 года, не облагалось налогами. Украинские НПЗ в этот период не могли конкурировать с импортёрами, а общие потери бюджета с 1999 по 2003 год, по данным Минтопэнерго, превысили 3,5 млрд. долларов. Казалось бы, в 2003 году закон утратил силу, и ПИИ прекратили свою работу?
Но в 2004 году гражданин Польши Войцех-Януш Беднаж, который открыл ПИИ «Тайстра», инвестировав в него всего 400 долларов, обратился в Автозаводской суд Кременчуга с требованием возобновить действие льгот для компании. Результат известен уже и обжалованию не подлежит. Спуск с холма длился семь лет. Чистая экономия компании составляла треть общей суммы расходов отечественных нефтетрейдеров. Да, слухам о том, что в офисе «Ливелы» генеральный директор бывает лишь один-два раза в месяц, а кроме него, в компании работают только двое сотрудников – секретарь и главный бухгалтер, верить не будем. При таких деньгах компания вполне способна взять в штат приходящих системного администратора и уборщицу. Предварительно парализовав ценовым демпингом все отечественные НПЗ, которым для того, чтобы удержаться «на плаву», будут вынуждены искать способы для минимизации налогообложения. То есть, с одной стороны, вытеснив с рынка конкурентов, «Ливела» не будет особо демпинговать в рознице, дураков нет, остальные нефтетрейдеры будут уходить в налоговую тень, зато, с другой стороны – давно ли нам привыкать к жизни в не слишком приличном анекдоте?
Кому смеяться?
Работникам закрывающихся НПЗ, автомобилистам, покупателям сельхозпродукции, пользователям маршруток. Всему ста… то есть, электорату, как нынче модно и политкорректно нас называют. Смех – нормальная человеческая реакция на страх.
Антон Ефремов