На этот вопрос 25 января искали ответ участники первой фокус-группы в рамках адвокационной (адвокаси — представительство интересов) кампании проекта «Кампания общественного представительства прав трудящихся г. Кременчуга на легальное трудоустройство и оплату труда». Этот проект реализует «Ассоциация содействия международному бизнесу и развитию» (АСМБР) с ноября 2011 года.
Фокус-группа проходила с 14:00 до 16:00 в ТРК «Европа» по адресу: г. Кременчуг, ул. Ленина, 7, 3 этаж. Модератором фокус-группы выступил Андрей Мельник, Президент АСМБР.В фокус-группе приняли участие 14 человек: сотрудники Управления экономики и Управления развития предпринимательства, торговли, быта и регуляторной политики горисполкома; городского управления милиции и объединённой государственной налоговой инспекции; городской исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности и Департамента труда и социальной защиты населения; Кременчугского горрайонного центра занятости и Управления пенсионного фонда Украины в городе Кременчуге; Кременчугского отдела областного молодёжного центра труда и Территориальной государственной инспекции труда в Полтавской области, представители общественных организаций, защищающих интересы работодателей и работников промышленных предприятий малого и среднего бизнеса города.
В начале встречи выступил заместитель мэра Кременчуга Владимир Никандрович Тараторин, который, помимо прочего, возглавляет рабочую группу по координации работы по легализации выплаты заработной платы и занятости населения. В своей речи он сделал акцент на важности решения проблемы зарплат «в конвертах».
Суть фокус-группы заключается в том, что внимание её участников фокусируется на исследуемой теме: нарушение трудовых прав наёмных работников г. Кременчуга, выражающиеся в таких негативных социально-экономических явлениях, как заработная плата «в конвертах» или нелегальное трудоустройство (без оформления трудовых отношений работника и работодателя).
Фокус-группа как методика исследования позволит работникам АСМБР определить отношение участников к указанной проблеме, получить информацию о её причинах и последствиях, личный опыт участников встречи о проблемах и восприятии объекта исследования.
Таким образом, фокус-группа — это групповое интервью, проводимое в свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Участники не знакомы с содержанием сценария фокус-группы. Сценарий известен только модератору (ведущему), под руководством которого проходит обсуждение. Задачей модератора, после знакомства и объявления темы дискуссии, является активное включение присутствующих в обсуждение предложенной темы, а также ведение основной линии обсуждения. Он также не позволяет участникам группы уходить от темы встречи.
Фокус-группы организуются в непринуждённой обстановке, групповая дискуссия способствует активизации ассоциативных связей в сознании участников. Во время фокус-групп происходит общение респондентов не только с модератором, но и друг с другом, что является источником информации, которая в индивидуальном интервью часто не может быть получена.
Ход обсуждения фиксируется на видеоплёнку. Это необходимо для дальнейшей расшифровки выражений и фиксации невербального поведения (мимики, жестикуляции и т.п.) участников фокус-группы. Полученные стенограммы послужат основой аналитического отчёта, который будет использован в разработке стратегии (см. ниже). С этим отчётом впоследствии можно будет ознакомиться на сайте АСМБР: http://apibd.com.
Результаты анализа первого фокус-группы, показывают, что для решения проблемы зарплат «в конвертах» необходимо:
— властям, общественным организациям, рекламным агентствам увеличить количество социальной рекламы (в СМИ, на уличных рекламных плоскостях) за счёт уменьшения рекламы алкогольных напитков; в рекламе делать акцент на тех преимуществах, которые получат работники и работодатели от уплаты налогов и легального трудоустройства: социальная защита, наполнение бюджета, улучшение инфраструктуры, улучшение условий сфер образования, культуры, здравоохранения и т.д.; избежание риска преследования по закону;
— властям на всех уровнях увеличить прозрачность поступлений и расходов бюджетов, особенно той их части, которая формируется за счёт налогов с доходов физических лиц; когда община знает как и куда расходуются их средства, уплаченные государству в виде налогов, тогда возрастёт вероятность легализации зарплат и доверие к должностным лицам, улучшится имидж власти;
— властям заключать договоры и отдавать в тендерах на закупку товаров и услуг предпочтение только тем организациям, которые придерживаются трудового и налогового законодательства и 100 процентам своих работников выплачивают «белую» зарплату (за вычетом единого социального взноса и начислений);
— работодателям, предпринимателям, всем работающим, старшеклассникам, студентам и другим лицам обратить внимание на пенсионную реформу и необходимость обеспечения будущего, в т.ч. и за счёт уплаты соответствующих взносов в Пенсионный фонд Украины;
— законодателям способствовать уменьшению налогового давления на работодателей и предпринимателей за счёт внесения изменений в налоговое и трудовое законодательство Украины; также предоставлять льготы предпринимателям, создающим новые рабочие места и полностью выплачивают налоги — для стимулирования развития предпринимательства;
— законодателям за счёт внесения изменений в налоговое и трудовое законодательство Украины создать условия, при которых наёмный работник самостоятельно будет делать отчисления из собственной заработной платы и других доходов и нести ответственность за свою безопасность и формирование своей пенсии.
Результаты анализа первой и второй фокус-групп (вторая будет проходить в марте 2012 г. при участии предпринимателей и работодателей, а также представителей их ассоциаций), позволит работникам АСМБР разработать стратегию решения проблемы на местном уровне с учётом предложений представителей заинтересованных сторон. Кроме того, стратегия будет содержать рекомендации, которые позволят другим правозащитным организациям Украины использовать их в своей работе, направленной на защиту прав граждан на труд.
Наблюдателями в фокус-группе были представители Днепропетровской городской общественной организации «Женский информационно-координационный центр». Эта организация является координатором организаций гражданского общества Украины, работающих в сфере защиты прав и представления интересов своих целевых групп, участвующих в разработке государственной политики. АСМБР также является членом сети с ноября 2011 года.
Справка
Проект «Кампания общественного представительства прав трудящихся г. Кременчуга на легальное трудоустройство и оплату труда» реализуется в рамках конкурса грантов Днепропетровской городской общественной организации «Женский информационно-координационный центр» при финансовой поддержке Европейского Союза.
Этот документ был издан в ходе реализации проекта «Кампания общественного представительства прав трудящихся г. Кременчуга на легальное трудоустройство и оплату труда» в рамках конкурса грантов Днепропетровской городской общественной организации «Женский информационно-координационный центр» при финансовой поддержке Европейского Союза. За содержание этого документа полную ответственность несёт АСМБР, и ни при каких обстоятельствах он не может считаться таким, что отражает позицию Днепропетровской городской общественной организации «Женский информационно-координационный центр» и Европейского Союза.
Роман Каць
13 комментарів