Вчера ЗАО “Укртатнафта” сообщило, что модернизация Кременчугского НПЗ будет проходить не на средства акционеров, как заявлялось ранее, а за счет экспорта нефтепродуктов самим предприятием. Для осуществления этих планов будет создано дочернее предприятие, запланированная прибыль которого не превысит $22,4 млн. А это, по мнению экспертов, означает, что в ближайшее время масштабной модернизации этого НПЗ не произойдет.
ЗАО “Укртатнафта” создано в 1994 году на базе Кременчугского НПЗ, мощности которого рассчитаны на переработку высокосернистой нефти с годовой загрузкой 18,6 млн т. Украина передала в уставный фонд ЗАО “Укртатнафта” Кременчугский НПЗ, а Татария – акции добывающих компаний и денежные средства. “Укртатнафта” занимает 35% рынка нефтепродуктов Украины. Оборот компании в 2005 году составил $700 млн. Украине принадлежит 43% акций “Укртатнафты”, которыми управляет НАК “Нафтогаз Украины”. Еще 57% акций завода контролирует ОАО “Татнефть”.Пресс-служба ЗАО “Укртатнафта” вчера сообщила, что все работы по модернизации Кременчугского НПЗ будут проводиться за счет средств дочернего предприятия компании, решение о создании которого было принято на прошедшем недавно собрании акционеров.
“Собранием акционеров одобрено решение организовать дочернюю компанию “Укртатнафты”, а также утвержден ее устав,– сообщили в компании.– Дочернее предприятие призвано максимизировать прибыль компании путем экспорта произведенных на заводе нефтепродуктов с последующим использованием вырученных средств для проведения модернизации производственных мощностей Кременчугского НПЗ”.
Напомним, что ранее председатель правления ЗАО “Укртатнафта” Сергей Глушко утверждал, что на модернизацию предприятия необходимо не менее $2 млрд. Согласны с ним и отраслевые эксперты. “Еще два года назад руководство завода заявляло, что если затягивать вопросы с модернизацией, то завод превратится в груду металлолома. Но на это нужны миллиардные инвестиции”,– говорит заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. Эти средства предполагалось привлечь за счет татарской стороны.
Однако уже в августе этого года занимавший тогда должность председателя правления “Укртатнафты” Равиль Муратов заявил, что акционеры не видят возможности для инвестиций в предприятие. “Итоги работы “Укртатнафты” по первому кварталу мы получили такие, что прибыли у нас нет. Есть даже в определенной степени убытки. Естественно, если не будут соблюдены экономические интересы российских поставщиков, российских собственников, в частности имею в виду “Татнефть”, если не будет прибыли, то на какие деньги проводить модернизацию НПЗ? Какой акционер будет вкладывать свои деньги в модернизацию, если нет прибылей?” – отмечал господин Муратов.
По мнению экспертов, создание дочернего предприятия “Укртатнафты” по существу является заявлением о том, что масштабной модернизации на Кременчугском НПЗ в ближайшем будущем не предвидится. “Сама по себе “Укртатнафта” не является серьезным игроком на рынке нефтепродуктов. Самостоятельно в год предприятие перерабатывает 300 тысяч тонн нефти. Поэтому прибыль завода в прошлом году составила 112 миллионов гривен, тогда как прибыль “Татнефти” на украинском рынке превысила 350 миллионов долларов,– говорит член комитета по ТЭК Верховной рады Михаил Волынец.– А это значит, что экспорт нефтепродуктов дочерним предприятием завода не принесет значительного объема прибыли”.
Напомним, что с августа 2005 года 92% нефти ЗАО “Укртатнафта” перерабатывает на давальческих условиях. Главным образом на таких условиях НПЗ поставляет сырье “Татнефть” – 500-550 тыс. т. нефти в месяц.
По данным источника Ъ в правлении “Укртатнафты”, максимальный объем прибыли, полученной в следующем году от работы “дочки”, может быть “сравним с прибылью самого завода”. То есть не превысит $22,4 млн. “На 20 же миллионов долларов в год можно только, как говорится, подлатать дыры”,– уверен Геннадий Рябцев.
Укррудпром