В ближайшее время бензин категории А-95 может подорожать до 16,8 грн/л. На повышение розничных цен уже пошёл целый ряд крупных и локальных ритейлеров. В среднем стоимость за пару дней выросла на 40-60 копеек.
По словам директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, цены на нефтепродукты в Украине напрямую зависят от доллара, потому что, 85% топлива мы закупаем за рубежом за валюту, пишет MIGnews.«Поэтому такая реакция рынка на эти валютные колебания. В этом нет ничего удивительного. Если это на 90% валютный товар, ещё 10% это наценка операторов за перевозку и хранение, то иначе и быть не может», — сказал он.
Что касается текущей ситуации, то по расчётам Консалтинговой группы «А-95», если бы доллар удержался в пределах до 15 гривен, то существенной коррекции на рынке не было бы. В то же время, если курс дорастёт или же перерастёт 16 гривен за доллар, а похоже, что так оно и будет, то трейдеры будут продавать 95-й бензин в районе 17,20 грн. за литр, а дизельное топливо по 16,80 грн. за литр.
«Мы видим, что благоприятная очень ситуация на внешних рынках, где цены снизились до 85 долларов за баррель, но, внутренние факторы, к сожалению, сегодня преобладают. Условно говоря, если внешние факторы обусловили удешевления литра бензина на две гривны, то девальвация наоборот обеспечила его подорожание на 3 гривны. В сумме мы видим подорожание топлива. Если на сегодня мы говорим о 17,20 грн. за литр, то при старой цене нефти на уровне 100-120 долларов за баррель, мы бы говорили о 19-20 гривен за литр», — резюмировал Куюн.
Директор Научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин рассказал корреспонденту MIGnews о том, что толчком для нынешнего подорожания стало то, что в первой декаде ноября гривна ослабла на 10-15% относительно довыборного курса.
«По нашим расчётам каждые 10 копеек ослабления гривны, это плюс восемь копеек к стоимости топлива. То есть, эти изменения уже заложили потенциал для того, что бы цена выросла примерно на 2 гривны на одном литре топлива. Тут, к сожалению, не так много факторов которые могли бы удержать дальнейшее подорожание. Дело в том, что кроме растущего курса доллара и слабеющей гривны, есть ещё огромная проблема дефицита валюты, которая необходима для того, чтобы импортёры закупали необходимый ресурс (топливо — ред.) и поставляли его на внутренний рынок Украины. В таких условиях банки предлагают валюту с курсом „плюс“ 50-70 копеек на одном долларе. В результате, импортёры, боясь дополнительных издержек, сокращают поставки. Из-за чего наши традиционные поставщики из Беларуси и Прибалтики могут переориентировать свои ресурсы на другие направления», — говорит он.
«Сама же по себе дешевеющая нефть, ещё не есть фактором для того, чтобы снижались цены на автозаправочных станциях у нас в стране. Потому что, на сегодняшний день импорта нефти в Украину нет. Единственный работающий на сегодня нефтеперерабатывающий завод, Кременчугский НПЗ, работает на украинском сырье. То, что сегодня происходит на внешних рынках с нефтью, это, безусловно, фактор позитивный, но он, скорее, политический, геоэкономический и вряд ли повлияет на нашу экономику», — заявил эксперт.
По расчётам Научно-технического центра «Психея» бензин А-95 ещё смело может добавить до 40 копеек.
«На АЗС выбрали тот скачок, который был на прошлой неделе на оптовом рынке, и к этому добавили изменения курса гривны по отношению к доллару. Сейчас рынок будет выходить на новый сложившийся уровень цен. И в дальнейшем движение цен будет зависеть от того, насколько будет стабильной украинская гривна», — сказал Сапегин.
В свою очередь аналитик компании UPECO Александр Сиренко заявляет, что сейчас на рынке по существу ничего не изменилось.
«Наши трейдеры рассчитываются с поставщиками по тем котировкам, которые есть на европейском рынке. Естественно, расчёт происходит в долларах и евро. На фоне стремительного ослабления гривны, украинские водители скорее всего не успеют насладиться дешёвым бензином, как это делают водители других стран», — говорит Сиренко.
По словам аналитика, украинские власти до сих пор начисляют акцизы на нефтепродукты в евро, а не в гривнах: «Если бы мы проводили расчёты с теми же белорусами и поляками в гривнах, у нас были бы одни из самых низких цен на нефтепродукты».
Сиренко так же считает, что повышение цен на топливо за последние несколько дней далеко не последнее.
«Один из крупнейших игроков рынка — группа „Приват“ (Игоря Коломойского — ред.) пока не повышала цен, и более мелкие трейдеры сейчас наблюдают за её дальнейшими действиями: будет ли этот крупный игрок тем сдерживающим фактором, который не даст цене уйти ещё вверх. Но, если „Приват“ тоже пересмотрит цены, то стоимость бензина опять добавит, по меньшей мере, 30 копеек», — рассказал эксперт.
В то же время, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что даже нынешнее подорожание на 60 копеек не совсем обосновано. Даже ввиду курсовых качелей можно было бы говорить про подорожание на 30-35 копеек, но не более.
«Даже сейчас, когда курс прыгнул с 13 до 15 и они подняли стоимость в среднем на 60 копеек — это многовато. Самое большее, они должны были поднять на 30 копеек. Но не на 60. Экспортёры, таким образом, отбивают деньги за сокращения объёмов продаж», — говорит Корольчук.
В то же время, эксперт считает, что если доллар будет 15 гривен и нефть, согласно прогнозам, вернётся к цене в 100-110 долларов за баррель, то трейдеры будут продавать А-95-й бензин в среднем по 17,20-17,50 грн.
«Я даже не знаю, как это описать, людям придётся экономить», — сказал он.
Ранее, премьер-министр Арсений Яценюк заявлял, что падение цен на нефть должно уменьшить стоимость нефтепродуктов. А значит, бензин и дизтопливо на заправках должны подешеветь.
«Обращаюсь к Антимонопольному комитету Украины — помочь нашим продавцам нефтепродуктов, импортёрам установить справедливые и правильные цены на нефтепродукты», — заявлял премьер.
Как сообщалось, в последнее время переработка нефти на украинских НПЗ сократилась на 7,5%. Причина — сокращение поставок нефтяного сырья и внутренней добычи.
7 комментарів