Согласно подпункту 10.1.1 пункта 10.1 статьи 10 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года №2755-VI (далее — Налоговый кодекс, Кодекс) плата за землю входит в состав налога на имущество и относится к местным налогам, которая в силу требований подпункта 14.1.172 пункта 14.1 статьи 14 этого же Кодекса является обязательным платежом и взимается с владельцев земельных участков и земельных долей (паёв), а также постоянных землепользователей. Следовательно, Налоговый кодекс определил обязанность и арендатора уплачивать земельный налог в форме арендной платы.
Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности — обязательный платёж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (подпункт 14.1.136. пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).С целью обеспечения надлежащего исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате арендной платы за пользование земельными участками государственной и коммунальной формы собственности Кременчугская ОГНИ сообщает, что Верховным судом Украины (далее — ВСУ) в постановлении от 02.12.2014 г. №21-274а 14 выражена правовая позиция относительно арендной платы за использование земельных участков.
В соответствии с правовой позицией ВСУ с 1-го января 2011 года размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше чем 3%, но не более 12% нормативной денежной оценки земли (п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса). Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка (пункт 288.1 статьи 288 Кодекса).
Иными словами, законодатель определил нижнюю предельную границу годовой суммы платежа по арендной плате за земельные участки, независимо от того, совпадает ли её размер с определённым в договоре.
В соответствии с подпунктом 16.1.4 пункта 16.1 статьи 16 Налогового кодекса налогоплательщик обязан уплачивать налоги и сборы в сроки и в размерах, установленных Кодексом.
Коллегия судей Судебной палаты в административных делах Верховного Суда Украины пришла к выводу, что со вступлением в силу Налогового кодекса годовой размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, который подлежит перечислению в бюджет, должен соответствовать требованиям подпункта 288.5.1 пункта 288.5 статьи 288 настоящего Кодекса и является основанием для пересмотра установленного размера арендной платы и внесении соответствующих изменений в договор аренды.