Почти 65 тысяч граждан пожилого возраста находится сейчас под опекой управления Пенсионного фонда в г. Кременчуге. Многие из этих людей имеют большой стаж, но в своё время получали небольшую зарплату и соответственно получают небольшую пенсию. Это, конечно, не добавляет оптимизма, учитывая то, как стремительно дорожает фактически всё: коммунальные услуги, продукты питания, проезд в транспорте и тому подобное.
Кроме того, очень часто пожилые люди живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу преодолеть свои недуги и одиночество. Именно поэтому украинское правительство ставит цель заставить граждан заблаговременно думать о собственной старости, инициируя проведение комплексной реформы системы пенсионного обеспечения. Украинцы должны понять: каждый из них должен самостоятельно формировать своё пенсионное будущее. Только от того, какой у человека трудовой стаж и сколько взносов за это время он оплатил, будет зависеть размер пенсионных выплат.В Верховной Раде Украины уже довольно долгое время происходят непростые дискуссии по принятию пакета из четырёх законопроектов, которые меняют принципы функционирования отечественной системы пенсионного обеспечения. Предполагается, что по новой системе пенсии будут финансироваться из трёх источников – солидарного, накопительного и негосударственного уровней. Нынешняя солидарная система будет усовершенствована, благодаря освобождению от несвойственных функций и отмене специальных пенсий. Итак, впереди – существенное наведение порядка в «авгиевых конюшнях» и установление социальной справедливости. Практику разделения украинцев на сорта, когда есть VIP-пенсионеры и «простые люди», отменён с 1 июня нынешнего года. Это стало первым этапом на пути введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий.
В настоящее время назначение пенсий осуществляется по единым для всех принципам. И хотя этот шаг не принесёт значительного экономического эффекта, однако достигнут эффект социально-политический. Речь идёт о доверии людей к солидарной пенсионной системе. При этом будет сохранена система профессиональных пенсий для тех категорий льготников, которые действительно в этом нуждаются.
Сегодня очень часто можно услышать заявления, что в результате отмены спецпенсий пострадают не столько пенсионеры госслужащие, сколько простые украинцы, которые заслужили большие выплаты, благодаря «горячему» стажу и работе в тяжёлых условиях. В действительности не существует никаких намерений лишить высоких пенсий шахтёров, металлургов или лётчиков. Речь идёт о другом порядке уплаты страховых взносов работодателями на выплату пенсий этим категориям до наступления общего пенсионного возраста. Военнослужащих, людей, работающих по списку №1 и списку №2, и ещё некоторые категории переводят на накопительное страхование – именно из накопительного фонда будут выплачиваться им пенсии в течение 10-ти или 5-ти лет – до достижения возраста, дающего право на получение пенсии на общих основаниях. При этом платить взносы будут работодатели.
К тому же на высшем уровне обсуждается возможность предоставления дополнительных пенсионных прав всем тем, кто рискует жизнью по долгу службы, а это и пожарные, и спасатели, и полицейские, и работники СБУ. Не останутся без социальных выплат и люди с инвалидностью.
Сейчас всем понятно, что одна только солидарная система не способна обеспечить высокий или достаточный уровень жизни наших граждан, хотя мировой опыт демонстрирует, что все страны, которые отказались от солидарной пенсионной системы, рано или поздно к ней вернулись. Чтобы выплачивать те небольшие суммы пенсий, которые сейчас есть у более 95% украинцев, Пенсионный фонд получает дотации от государства почти на 80 млрд гривен ежегодно.
Кременчуг для проведения финансирования выплаты пенсий и помощи за полгода получил из Пенсионного фонда Украины 700 млн грн., из которых 179,3 млн грн. — из государственного бюджета. Негативное влияние социально-экономических факторов приводит к постепенному уменьшению процента обеспеченности собственными средствами. Приходится констатировать дальнейшее уменьшение процента обеспеченности собственными средствами до 98,5% – за первое полугодие нынешнего года.
Поэтому очевидно, что реформа системы пенсионного обеспечения нужна. Общество – и это подтверждают различные опросы общественного мнения – ждёт её, и справедливо или нет, связывает реформу именно с введением накопительного уровня.
Предложенные правительством новации состоят из двух частей: перевод с 1 января 2016 года на накопительную основу так называемых профессиональных пенсий и введение с 1 января 2017-го обязательного участия в накопительном пенсионном страховании всех работающих моложе 35 лет.
Если говорить о первой составляющей, то её, без сомнения, необходимо было вводить ещё лет 10 назад, а вот со вторым компонентом сложнее. В его необходимости нет никаких сомнений, однако не следует забывать о ряде финансовых рисков, в числе которых и высокий уровень инфляции в стране и ограниченные возможности для инвестиций при экономическом спаде.
Не следует игнорировать и отсутствие доверия граждан к накопительным пенсионным фондам, но это касается скорее добровольной составляющей. Относительно обязательного уровня, то степень доверия особого значения не имеет – все работающие в возрасте до 35-ти лет по состоянию на 1 января 2017 года будут независимо от своего желания платить взносы – сначала 2%, на следующий год – 3% и так до 7% с 1 января 2022 года.
Эти деньги гражданин будет отчислять не как дополнение к нынешним взносам, единому социальному, который платят работники и предприниматели. Общая ставка этого взноса не будет увеличиваться. Будет происходить перераспределение средств в пределах того вклада, который платят сейчас.
А вообще деньги будущих пенсионеров станут мощным инвестиционным ресурсом. Это будут так называемые «длинные» деньги, первое изъятие которых состоится ориентировочно через 25 лет. Так отечественная экономика получит дополнительный шанс для развития и роста.
Понятно, что внедрение накопительной системы возможно только при условии подъёма экономики и заработных плат. Вместе с тем запустить накопительную пенсионную систему в нижней точке экономического спада – это идеальный вариант. Тогда сразу, как только начинается экономический подъём, будет идти доход, и люди будут получать выписку, что у них уже накопилась определённая сумма. Чисто психологически это очень важно. Возможно, тогда кто-то и в 40 лет примет решение о своём участии в накопительной системе. А если первые пару лет будут отрицательные значения, то это не так повлияет на конечный результат, как на настроение населения.
Необязательность участия в накопительной системе тех, кому уже исполнилось 40 лет, — это крайне важное достижение. Ведь реальные шансы накопить достаточно средств для заметной прибавки к пенсии из солидарной системы имеют только те, чьи взносы «работают» хотя бы 25 лет, то есть те, кто начинает платить взносы до 35-ти лет. Для 40-летних это возможно только при высоких заработках, а для 50-летних вообще невозможно. Поэтому каждый работающий, которому более 35 лет, будет самостоятельно принимать решение о своём участии в обязательном накопительном пенсионном страховании.
В будущем, возможно, оптимальным вариантом для нашего государства станут корпоративные пенсионные системы по американскому образцу, когда работодатель платит за своих сотрудников взносы в накопительный пенсионный фонд. Но пока это теоретические рассуждения. На практике возникает множество проблем.
Мировой опыт свидетельствует, что кардинальные реформы можно проводить лишь тогда, когда их воспринимает общество. К сожалению, наше общество, в значительной степени, из-за массовой бедности и длительных разочарований, в эффективность реформ не слишком верит. Поэтому мы, работники Пенсионного фонда, шаг за шагом, постепенно, стараемся донести до граждан настоятельную необходимость проведения пенсионной реформы и разъяснить её основные положения, чтобы наша молодёжь понимала, что только получая легальную заработную плату, а не «в конвертах», можно обеспечить себе в будущем пенсионные выплаты.
Управления Пенсионного фонда Украины в г. Кременчуге