» » » Полное досье. Как в Украине будут проверять получателей соцвыплат?
20:08 П’ятниця 0 2 922
20:08, П’ятниця, 4 травня 2018

Полное досье. Как в Украине будут проверять получателей соцвыплат?

Министерство финансов уже направило около 6 миллионов рекомендаций о приостановке или отмене государственной помощи.
Власти готовят очередной сюрприз украинцам, претендующим на государственную помощь. Как уже писала «Страна», недавно Кабинет министров утвердил новые правила получения субсидий, которые фактически лишают льгот сравнительно зажиточных граждан (тех, у кого есть автомобиль не старше 5 лет или квартира площадью от 120 м² и пр.).

Ожидается, что уже в ближайшее время без субсидий останется до 20% её нынешних получателей. Но это лишь начало массовой чистки списка претендентов на государственные выплаты. Власти готовят законодательную базу для тотальной проверки всех граждан, которые пытаются получить хоть какие-то деньги из бюджета. Причём, проверять будут не только самих получателей, но и их родственников.

Такие нормы содержатся в новом законопроекте «О верификации и мониторинге государственных выплат», который Минфин недавно выставил на своём официальном сайте на общественное обсуждение.

Поясняя необходимость жёсткого отбора получателей, чиновники, как и в случае с ограничениями по субсидиям, говорят об установлении «справедливой системы социального обеспечения в Украине».

«Это повысит адресность государственных выплат и оптимизирует бюджетные расходы путём проверки информации, которая влияет на право и размер государственных выплат», — говорится в пояснении Минфина.

«Если говорить проще — государство лихорадочно пытается сократить армию получателей соцпомощи. И ему это, скорее всего, удастся», — пояснил глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Всё, что записано на Вас и Ваших родственников


Министерство финансов предлагает проверять претендентов на любые социальные выплаты в три этапа.

Первый — так называемая превентивная верификация. Он предусматривает проверку при обращении человека за государственной помощью. Как указано в законопроекте, целью этой проверки является «недопущение назначения неправомочных выплат», то есть, помощи тем, кто, по мнению чиновников, особо в ней не нуждается.

Схема проведения этой проверки вкратце будет выглядеть так: человеку, который претендует на любую социальную помощь, будь то субсидия или выплаты на детей, предложат заполнить декларацию, в которой предоставить все данные о доходах и имуществе не только его самого, но и всех ближайших родственников (включая родителей и взрослых детей). После этого, социальные службы тщательно проверят эти данные с помощью некой информационно-аналитической платформы. Такой базы пока нет, её только планируют создать. И размах фантазии разработчиков Минфина впечатляет масштабами. В этой базе планируют собрать всю возможную информацию об украинцах, подтянув данные из налоговой, демографического реестра (о родственниках), МВД (о регистрации автомобиля), реестра недвижимости и земельных участков, всю историю прежних выплат соцпомощи, информацию об открытии в банках счетов, операциях по ним с конкретными суммами (для получения таких данных планируют внести изменения в закон о банковской деятельности) и прочее.

Фактически, такая база позволит в один клик получить полную картину благосостояния любого украинца. И, если чиновники выявят наличие у Вас или Ваших родственников «лишнего» имущества или доходов, это станет поводом лишить Вас выплат, даже если к заполненной ранее декларации не возникло никаких претензий.

В презентации Минфина приводится следующий пример: человек претендует на субсидию в 2 000 гривен, но при этом сделал покупок более чем на 150 тыс. грн. или имеет дом, дороже 600 тыс. грн. Понятно, что в этом случае ему откажут.

Стоит отметить, что субсидия — пока едва ли не единственный вид государственной помощи, которую реально могут забрать из-за наличия «лишнего» имущества. Но, если законопроект Минфина примут, подобные ограничения утвердят и для получателей других социальных выплат, привязанных к доходам (малоимущим семьям, матерям-одиночкам, многодетным, на детей и пр.).

Второй этап — поточная верификация — предполагает мониторинг уже во время предоставления социальной помощи. То есть, в информационно-аналитическую базу будут оперативно вносить любые изменения, что может повлиять на получение уже выделенных компенсаций. Скажем, если Вам насчитали субсидию, а Вы через пару месяцев стали счастливым обладателем новенького автомобиля, помощь тут же заберут.

На третьем этапе — во время ретроспективной верификации — чиновники проверят, получал ли гражданин деньги из бюджета законно. Это будет происходить уже после окончания отчётного срока предоставления компенсаций (скажем, по итогам года). В законопроекте говорится о «проведении детального анализа и учёта рекомендаций органом, который осуществляет государственные выплаты». А в случае выявления недостоверной информации, на основании которой были назначены выплаты, человека заставят вернуть часть или всю полученную ранее компенсацию. На примере всё той же субсидии в 2 000 грн., выплата всей полученной, скажем, за год суммы — 24 000 грн. — может оказаться весьма чувствительной для семейного бюджета.

Если докопаются — заставят вернуть


«Цель нововведений понятна — максимально уменьшить список получателей социальной помощи. Верификация претендентов на государственные деньги — это европейская практика. Ввести подобную систему Украина обязалась, подписывая договор об Ассоциации с ЕС, правда, нам нужно было сделать это аж до 2026 года. Но дефицит бюджета, очевидно, заставил власти действовать более оперативно», — говорит Александр Охрименко.

По его словам, создание предусмотренной в законопроекте информационно-аналитической платформы позволит государству получить полное досье не только на претендента на социальную помощь, но и на его родственников.

«Не получится, например, купить автомобиль и оформить его на свекровь, а самому получать субсидию. Докопаются и заставят всё вернуть», — говорит Охрименко. Такой отбор позволит уже в ближайшее время уменьшить армию получателей социальной помощи на 20%, предположил эксперт.

У некоторых украинцев в декларациях найдут несоответствие реальному уровню благосостояния, а многие граждане попросту не захотят отчитываться перед чиновниками и даже не будут подавать заявления на помощь (особенно, если она копеечная, как, скажем, в случае с матерями-одиночками, не получающими алименты, которым положено на ребёнка 960 гривен в месяц).

«Ведь, подавая декларацию на любой вид социальной помощи, Вы автоматически даёте согласие на сбор всей информации о Вас и Вашей семье», — говорит Охрименко.

Чистка списков получателей может дать государству немалую экономию.

«У нас система социальной помощи никогда не работала эффективно. Буквально все виды компенсаций со временем обрастают фиктивными получателями и различными схемами, с помощью которых чиновники осваивали десятки миллионов гривен. Если навести в этой сфере порядок, высвобожденные средства можно направить на увеличение выплат тем, кто в них действительно нуждается», — считает руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

Экономист Алексей Кущ говорит, что без верификации и сокращения списка получателей невозможно провести и монетизацию льгот, на которую нацелено правительство — найти нужную сумму «живыми» деньгами в бюджете просто нереально.

К примеру, только на субсидии украинцам в этом году понадобится не менее 70 млрд грн., которых в бюджете, по сути нет (власти выкручиваются, используя схему взаимозачётов между поставщиками коммунальных услуг). Громадные суммы нужны и на другие социальные выплаты. По данным Госказначейства, за первый квартал этого года на материальную помощь военным выделили 6,6 млн грн. (план на год — 40,9 млн грн.), субвенции региональным бюджетам на помощь малообеспеченным семьям и семьям с детьми составили 14 млрд грн. (план на год — 60 млрд грн.), на поддержку опекунов детей-сирот из бюджета направили более 200 млн грн. (за год — около 1 млрд грн.), на оздоровление детей — 35 млн грн. (около 200 млн грн. в 2018 году) и т. д.

«Возможно, верифицировать получателей действительно нужно. Но у нас есть существенное отличие от той же Европы. Там стараются не допустить, чтобы льготами не воспользовался средний класс, а у нас их будут забирать у людей, которые разве что не умрут с голоду без госпомощи», — говорит Алексей Кущ.

Посчитают даже скидку в магазине


О том насколько масштабной может быть работа чиновников с получателями социальной помощи, можно судить по результатам верификации, которую уже проводит Минфин. В частности, в 2017 году было направлено Пенсионному фонду, Минсоцполитики и обладминистрациям более 2 миллионов рекомендаций о приостановке или отмене выплат. Также Минфин дал 23,7 миллионов запросов на проверку достоверности информации.

За 3 месяца этого года министерство направило около 6 миллионов рекомендаций о приостановке или отмене выплат и 100 тысяч запросов на проверку информации.

«Но остаются низкими результаты обработки рекомендаций органами, осуществляющими государственные выплаты», — говорится в анализе регулярного влияния законопроекта о верификации, представленного Минфином в пакете с самим законопроектом.

«Дело в том, что многие ведомства открыто игнорируют и запросы Минфина, и его рекомендации. Ведь сейчас они не обязаны это делать», — говорит Забловский.

Остаётся только догадываться насколько вырастет эффективность работы контролёров, если под неё подведут предложенную законодательную базу. Тем более, что, по словам экспертов, если информационно-аналитическая платформа действительно будет создана, со временем в неё можно будет включать и другие пункты. Скажем, в некоторых европейских странах в базы получателей социальной помощи вносят даже наличие скидочных карт в магазинах, ресторанах и на заправках, включая полученный дисконт в общий доход.

«Не удивлюсь, если у нас вскоре будут отслеживать, скажем, заграничные поездки претендующих на государственную помощь граждан», — говорит экономист Алексей Кущ.

Впрочем, аналитик Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко говорит, что в законопроекте очень много «узких мест».

«К примеру, создание информационно-аналитической платформы противоречит закону о защите персональной информации, а человек, который будет собирать на Вас компромат, сам может загреметь за решётку. Весьма сомнителен и пункт о взыскании с получателя «неправомерно полученной помощи». К примеру, как можно заставить человека вернуть субсидию за год, если он фактически является лишь её оформителем и не получает на руки ни копейки — всё уходит компании-поставщику услуг. Такие дела могут годами рассматриваться в судах и не факт, что государство их выиграет», — подытожил Гаврилечко.

Мария Романова
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    10:09 Четвер 0 353 Податкова знижка щодо понесених витрат у вигляді пожертвувань або благодійних внесків Відповідно до пп. 166.3.2 п. 166.3 ст. 166 Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року № 2755-VI (далі — ПКУ) платник податку на доходи фізичних осіб має право включити до податкової знижки у зменшення оподатковуваного доходу платника податку за наслідками звітного податкового року, нарахованого у вигляді зарплати, зменшеного з урахуванням положень п. 164.6 ст. 164 ПКУ, суму коштів або вартість майна, перерахованих (переданих) платником податку у вигляді пожертвувань або благодійних внесків неприбутковим організаціям, які на дату перерахування (передачі) таких коштів та майна відповідали умовам, визначеним п. 133.4 ст. 133 ПКУ, у розмірі, що не перевищує 4% суми його загального оподатковуваного доходу такого звітного року.