Ожидается, что уже в ближайшее время без субсидий останется до 20% её нынешних получателей. Но это лишь начало массовой чистки списка претендентов на государственные выплаты. Власти готовят законодательную базу для тотальной проверки всех граждан, которые пытаются получить хоть какие-то деньги из бюджета. Причём, проверять будут не только самих получателей, но и их родственников.
Такие нормы содержатся в новом законопроекте «О верификации и мониторинге государственных выплат», который Минфин недавно выставил на своём официальном сайте на общественное обсуждение.
Поясняя необходимость жёсткого отбора получателей, чиновники, как и в случае с ограничениями по субсидиям, говорят об установлении «справедливой системы социального обеспечения в Украине».
«Это повысит адресность государственных выплат и оптимизирует бюджетные расходы путём проверки информации, которая влияет на право и размер государственных выплат», — говорится в пояснении Минфина.
«Если говорить проще — государство лихорадочно пытается сократить армию получателей соцпомощи. И ему это, скорее всего, удастся», — пояснил глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Всё, что записано на Вас и Ваших родственников
Министерство финансов предлагает проверять претендентов на любые социальные выплаты в три этапа.
Первый — так называемая превентивная верификация. Он предусматривает проверку при обращении человека за государственной помощью. Как указано в законопроекте, целью этой проверки является «недопущение назначения неправомочных выплат», то есть, помощи тем, кто, по мнению чиновников, особо в ней не нуждается.
Схема проведения этой проверки вкратце будет выглядеть так: человеку, который претендует на любую социальную помощь, будь то субсидия или выплаты на детей, предложат заполнить декларацию, в которой предоставить все данные о доходах и имуществе не только его самого, но и всех ближайших родственников (включая родителей и взрослых детей). После этого, социальные службы тщательно проверят эти данные с помощью некой информационно-аналитической платформы. Такой базы пока нет, её только планируют создать. И размах фантазии разработчиков Минфина впечатляет масштабами. В этой базе планируют собрать всю возможную информацию об украинцах, подтянув данные из налоговой, демографического реестра (о родственниках), МВД (о регистрации автомобиля), реестра недвижимости и земельных участков, всю историю прежних выплат соцпомощи, информацию об открытии в банках счетов, операциях по ним с конкретными суммами (для получения таких данных планируют внести изменения в закон о банковской деятельности) и прочее.
Фактически, такая база позволит в один клик получить полную картину благосостояния любого украинца. И, если чиновники выявят наличие у Вас или Ваших родственников «лишнего» имущества или доходов, это станет поводом лишить Вас выплат, даже если к заполненной ранее декларации не возникло никаких претензий.
В презентации Минфина приводится следующий пример: человек претендует на субсидию в 2 000 гривен, но при этом сделал покупок более чем на 150 тыс. грн. или имеет дом, дороже 600 тыс. грн. Понятно, что в этом случае ему откажут.
Стоит отметить, что субсидия — пока едва ли не единственный вид государственной помощи, которую реально могут забрать из-за наличия «лишнего» имущества. Но, если законопроект Минфина примут, подобные ограничения утвердят и для получателей других социальных выплат, привязанных к доходам (малоимущим семьям, матерям-одиночкам, многодетным, на детей и пр.).
Второй этап — поточная верификация — предполагает мониторинг уже во время предоставления социальной помощи. То есть, в информационно-аналитическую базу будут оперативно вносить любые изменения, что может повлиять на получение уже выделенных компенсаций. Скажем, если Вам насчитали субсидию, а Вы через пару месяцев стали счастливым обладателем новенького автомобиля, помощь тут же заберут.
На третьем этапе — во время ретроспективной верификации — чиновники проверят, получал ли гражданин деньги из бюджета законно. Это будет происходить уже после окончания отчётного срока предоставления компенсаций (скажем, по итогам года). В законопроекте говорится о «проведении детального анализа и учёта рекомендаций органом, который осуществляет государственные выплаты». А в случае выявления недостоверной информации, на основании которой были назначены выплаты, человека заставят вернуть часть или всю полученную ранее компенсацию. На примере всё той же субсидии в 2 000 грн., выплата всей полученной, скажем, за год суммы — 24 000 грн. — может оказаться весьма чувствительной для семейного бюджета.
Если докопаются — заставят вернуть
«Цель нововведений понятна — максимально уменьшить список получателей социальной помощи. Верификация претендентов на государственные деньги — это европейская практика. Ввести подобную систему Украина обязалась, подписывая договор об Ассоциации с ЕС, правда, нам нужно было сделать это аж до 2026 года. Но дефицит бюджета, очевидно, заставил власти действовать более оперативно», — говорит Александр Охрименко.
По его словам, создание предусмотренной в законопроекте информационно-аналитической платформы позволит государству получить полное досье не только на претендента на социальную помощь, но и на его родственников.
«Не получится, например, купить автомобиль и оформить его на свекровь, а самому получать субсидию. Докопаются и заставят всё вернуть», — говорит Охрименко. Такой отбор позволит уже в ближайшее время уменьшить армию получателей социальной помощи на 20%, предположил эксперт.
У некоторых украинцев в декларациях найдут несоответствие реальному уровню благосостояния, а многие граждане попросту не захотят отчитываться перед чиновниками и даже не будут подавать заявления на помощь (особенно, если она копеечная, как, скажем, в случае с матерями-одиночками, не получающими алименты, которым положено на ребёнка 960 гривен в месяц).
«Ведь, подавая декларацию на любой вид социальной помощи, Вы автоматически даёте согласие на сбор всей информации о Вас и Вашей семье», — говорит Охрименко.
Чистка списков получателей может дать государству немалую экономию.
«У нас система социальной помощи никогда не работала эффективно. Буквально все виды компенсаций со временем обрастают фиктивными получателями и различными схемами, с помощью которых чиновники осваивали десятки миллионов гривен. Если навести в этой сфере порядок, высвобожденные средства можно направить на увеличение выплат тем, кто в них действительно нуждается», — считает руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
Экономист Алексей Кущ говорит, что без верификации и сокращения списка получателей невозможно провести и монетизацию льгот, на которую нацелено правительство — найти нужную сумму «живыми» деньгами в бюджете просто нереально.
К примеру, только на субсидии украинцам в этом году понадобится не менее 70 млрд грн., которых в бюджете, по сути нет (власти выкручиваются, используя схему взаимозачётов между поставщиками коммунальных услуг). Громадные суммы нужны и на другие социальные выплаты. По данным Госказначейства, за первый квартал этого года на материальную помощь военным выделили 6,6 млн грн. (план на год — 40,9 млн грн.), субвенции региональным бюджетам на помощь малообеспеченным семьям и семьям с детьми составили 14 млрд грн. (план на год — 60 млрд грн.), на поддержку опекунов детей-сирот из бюджета направили более 200 млн грн. (за год — около 1 млрд грн.), на оздоровление детей — 35 млн грн. (около 200 млн грн. в 2018 году) и т. д.
«Возможно, верифицировать получателей действительно нужно. Но у нас есть существенное отличие от той же Европы. Там стараются не допустить, чтобы льготами не воспользовался средний класс, а у нас их будут забирать у людей, которые разве что не умрут с голоду без госпомощи», — говорит Алексей Кущ.
Посчитают даже скидку в магазине
О том насколько масштабной может быть работа чиновников с получателями социальной помощи, можно судить по результатам верификации, которую уже проводит Минфин. В частности, в 2017 году было направлено Пенсионному фонду, Минсоцполитики и обладминистрациям более 2 миллионов рекомендаций о приостановке или отмене выплат. Также Минфин дал 23,7 миллионов запросов на проверку достоверности информации.
За 3 месяца этого года министерство направило около 6 миллионов рекомендаций о приостановке или отмене выплат и 100 тысяч запросов на проверку информации.
«Но остаются низкими результаты обработки рекомендаций органами, осуществляющими государственные выплаты», — говорится в анализе регулярного влияния законопроекта о верификации, представленного Минфином в пакете с самим законопроектом.
«Дело в том, что многие ведомства открыто игнорируют и запросы Минфина, и его рекомендации. Ведь сейчас они не обязаны это делать», — говорит Забловский.
Остаётся только догадываться насколько вырастет эффективность работы контролёров, если под неё подведут предложенную законодательную базу. Тем более, что, по словам экспертов, если информационно-аналитическая платформа действительно будет создана, со временем в неё можно будет включать и другие пункты. Скажем, в некоторых европейских странах в базы получателей социальной помощи вносят даже наличие скидочных карт в магазинах, ресторанах и на заправках, включая полученный дисконт в общий доход.
«Не удивлюсь, если у нас вскоре будут отслеживать, скажем, заграничные поездки претендующих на государственную помощь граждан», — говорит экономист Алексей Кущ.
Впрочем, аналитик Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко говорит, что в законопроекте очень много «узких мест».
«К примеру, создание информационно-аналитической платформы противоречит закону о защите персональной информации, а человек, который будет собирать на Вас компромат, сам может загреметь за решётку. Весьма сомнителен и пункт о взыскании с получателя «неправомерно полученной помощи». К примеру, как можно заставить человека вернуть субсидию за год, если он фактически является лишь её оформителем и не получает на руки ни копейки — всё уходит компании-поставщику услуг. Такие дела могут годами рассматриваться в судах и не факт, что государство их выиграет», — подытожил Гаврилечко.
Мария Романова
Комментариев нет