На днях в СМИ распространилась информация о том, что положения законопроектов № 1053-1 и № 1073, которым изменяются правила пользования и применения регистраторов расчётных операций (РРО), «убьют десятки тысяч предпринимателей». В подтверждение этому приведилась информация, не соответствующая действительности как в части работы действующей системы учёта данных РРО, так и по отдельным аспектам ожидаемых изменений.
Поэтому Государственная налоговая служба Украины расставляет акценты:- Во-первых, утверждение о том, что в рамках механизма «кэшбек» налоговая по своему усмотрению будет определять «правильный» или «неправильный чек» (то есть отсутствие в публичной базе данных ГНС) — ложное. Согласно положениям законопроекта № 1073 покупатель имеет право получить часть штрафных санкций, которые были уплачены продавцом исключительно по результатам проверки жалобы «о нарушении плательщиком налогов установленного порядка проведения расчётных операций с использованием регистратора расчетных операций и/или программных регистраторов расчётных операций». При продаже товара продавец обязан выдать покупателю чек. Это правило не меняется! И этот чек должен быть фискальным (создан переведённым в фискальный режим работы РРО или зарегистрирован на фискальном сервере ГНС — после внедрения программных РРО).
На сегодняшний день (до внедрения программных РРО) при проведении операции через кассовый аппарат чек, который предоставляется покупателю, фиксируется в фискальной памяти РРО и далее направляется в Систему учёта данных РРО (СОД РРО) через эквайер и процессинговый центр НБУ. Она проектировалась, создавалась и работает как полностью автоматизированная система сбора фискальной отчётности РРО. Возможности вмешательства человека в функционирование этой системы практически исключены. ГНС технически не может «не пустить», или удалить чеки отдельного субъекта хозяйствования. Если предположить, что выданный покупателю чек отсутствует в СОД РРО, это теоретически могло бы произойти по двум причинам: фискализированного чека не было и не направлен в СУД РРО должным образом, или он «потерялся», или задержался по техническим причинам на пути между РРО и сервером ГНС (вероятность второго сценария является крайне незначительной). - Во-вторых, утверждение об отсутствии ответственности покупателя за недостоверную информацию о нарушениях при проведении расчётной операции, в соответствии с поданной им жалобой, ошибочное. Любой заявитель, подающий информацию о таких нарушениях, должен идентифицировать себя через собственный электронный кабинет налогоплательщика. То есть покупатель фактически соглашается с тем, что налоговая служба будет проверять не только правомерность действий продавца по отношению к нему, но, в первую очередь, — оценивать достоверность документов, приложенных к жалобе. Это сводит риски возможных манипуляций с их подделкой или умышленным искажением до минимума. Любая компенсация возможна только после завершения проверки и взыскания санкций. Кстати, право обратиться с жалобой на нефискальный чек есть у покупателя и сегодня, это можно сделать обычным способом — письмом. И порой идентифицировать такого заявителя и оценить обоснованность его жалобы контролирующим органам намного сложнее.
- В-третьих, ни один из принятых Верховной Радой законов не предусматривает применение штрафа в размере 250% от стоимости проданного с нарушением товара.
Выдача покупателю фискального чека за проданный товар в зависимости от обстоятельств может рассматриваться как непроведение расчётных операций через РРО с фискальным режимом работы, либо проведение их на неполную сумму стоимости таких проданных товаров. По действующим сейчас правилам и до вступления в силу положений законопроекта № 1053-1 (через 6 месяцев с даты опубликования соответствующего закона) штраф за такое нарушение, совершённое впервые, составляет 1 грн. За каждое следующее нарушение со стороны того же продавца — этот штраф будет составлять уже 100% стоимости проданных с нарушением товаров.
По новым правилам (то есть со дня вступления в силу упомянутого закона) и до 1 октября 2020 года штраф за такое нарушение, допущенное впервые, будет составлять 10% стоимости проданных с нарушениями товаров, за каждое последующее — 50%.
С 1 октября 2020 года (одновременно с введением механизма «кэшбек») штрафы составят 100% стоимости проданных с нарушениями товаров за первый случай, и 150% — за каждый последующий случай, выявленный проверкой у одного и того же продавца.
Учитывая вышеизложенное, ГНС призывает дождаться обнародования текстов утверждённых Верховной Радой законов, и не делать поспешных выводов на основании одних предположений. Идея предложенных изменений: защитить легальный бизнес от недобросовестной конкуренции, усилить соблюдение прав покупателей. Со своей стороны ГНС гарантирует любую помощь в изучении новых правил.