Опасения относительно подорожания бензина - уже традиционные для украинских автомобилистов. И давление на бензиновые цены действительно существует.
Первая причина — внешняя. Ещё в январе этого года стоимость нефти на нью-йоркской товарной бирже перевалила за $100 за баррель. Финансовый кризис, прокатившийся по мировым фондовым рынками в январе-феврале, несколько сбил цены на ресурсы, в частности и на “чёрное золото”. Однако как только существенные колебания на рынках закончились, они опять поползли вверх. 26 февраля, на момент закрытия торгов, стоимость достигала $100,78 за баррель.Основная потребляемая Украиной нефть — из России. Как и для других государств, для нас Москва установила экспортную пошлину. Её размер зависит от средней цены российской нефти на европейских рынках за период двухмесячного мониторинга до даты установления. С 1 февраля она составляет $333,8 за тонну. Это на $58,4 больше, чем было по ставке, установленной в декабре 2007 года. Учитывая нынешнюю стоимость нефти РФ, с 1 апреля экспортная пошлина может вырасти почти до $340 за тонну. Именно такую цену уже сейчас закладывают нефтепереработчики. Поэтому и бензин должен подорожать.
Однако к внешним причинам в этом году добавились и внутренние. Стал ареной для очередного конфликта относительно права собственности Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который производит до 40% бензина в стране. После смены руководства предприятия российский партнёр «Татнефть» остановил поставку нефти в Кременчуг. В результате этого заводу пришлось снизить объёмы её переработки. Для замены российского сырья НПЗ даже закупил её в Ираке. Это были первые иракские поставки в Украину за всю историю. Впрочем, пока не стоит ожидать, что мы сможем перейти с российской нефти на иракскую.
Другая важная причина - новая политика Кабмина по наполнению бюджета. Чтобы выполнить взятые на себя социальные обязательства, правительство должно существенно увеличить доходы. Для этого, в частности, оно отменило вексельную форму расчётов по налогу на добавленную стоимость при импорте нефти. Это целесообразное решение. Потому что, например, в 2007 году деньгами НДС оплатили только 68% ввезённой в страну нефти — а сумма непогашенных векселей за импортные операции с ней превысила 400 млн. грн. Однако если “чёрное золото” становится фактически дороже из-за роста платежей, то это также оказывает давление на цены на бензин.
Даже если Украина своевременно разберётся с этими внутренними проблемами, то стоимость бензина всё равно будет расти. Согласно с прогнозами мировых экономистов, нефть в этом году может подорожать до 20%. А это, безусловно, будет влиять и на цены внутри такой открытой экономики, как украинская.