Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 года № 1165 «Об утверждении порядков по вопросам приостановления регистрации налоговой накладной/расчёта корректировки в Едином реестре налоговых накладных» утверждён Порядок приостановления регистрации налоговой накладной/расчёта корректировки в Едином реестре налоговых накладных.
Кроме того, Министерством финансов Украины приказом от 12 декабря 2019 года № 520 утверждён Порядок принятия решений о регистрации/отказе в регистрации налоговых накладных/расчётов корректировки в Едином реестре налоговых накладных, в соответствии с которым в случае остановки регистрации налоговой накладной/расчёта корректировки плательщик имеет право подать копии документов и письменные объяснения относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной/расчёте корректировки.Для успешного разблокирования налоговых накладных и расчётов корректировки, которые заблокированы в ЕРНН, советуем воспользоваться подходом «откуда, кто, где, кому»:
- откуда получен товар (услуга), сырьё (то есть отношения с поставщиками);
- кто непосредственно задействован в хозяйственной деятельности (то есть наличие трудовых ресурсов и подрядчиков);
- где осуществляется хозяйственная деятельность (то есть наличие производственных ресурсов, оборудования, помещений);
- кому реализован товар/услуга (то есть отношения с покупателями).
Вышеупомянутые операции необходимо обеспечить документальным подтверждением, то есть предоставить письменные объяснения и копии первичных документов, а именно:
- Документы на получение товара от поставщика:
- Договор с поставщиком товара/услуги/сырья — с приложениями, спецификациями;
- Счета-фактуры по уплате за приобретённые товары/услуги;
- Расходные накладные/акты выполненных работ/услуг от поставщика по соответствующему договору;
- Налоговые накладные от поставщика, зарегистрированные в ЕРНН;
- Банковские выписки, подтверждающие уплату поставщику за полученный товар/услугу;
- Текстом — описание особенностей деятельности, который позволит лучше понимать картину, общие сведения по предприятию, хронологическое описание событий по соответствующей операции согласно налоговой накладной;
- Документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия);
- Разрешения и лицензии (если деятельность предусматривает их наличие).
- Договор с поставщиком товара/услуги/сырья — с приложениями, спецификациями;
- Документы по аренде или найму транспорта (если привлечённая транспортировка имеет место), а именно:
- Договоры аренды транспортных средств (или договор на перевозку с транспортной компанией);
- Акты оказанных услуг по аренде транспорта или перевозки;
- Товарно-транспортные накладные относительно соответствующих перевозок;
- Банковские выписки по уплате за соответствующие транспортные услуги или за аренду транспорта.
- Договоры аренды транспортных средств (или договор на перевозку с транспортной компанией);
Также следует предоставить копии первичных документов об имеющихся (собственных или арендованных) офисах, складах, цехах, а именно:
- Договор аренды подходящего помещения с приложениями; если субаренда — дополнительно предоставить согласование на субаренду от арендодателя;
- Акты предоставленных услуг по аренде помещения;
- Банковские выписки по уплате за услуги аренды.
Если имели место другие договоры на дополнительные услуги (договоры переработки давальческого сырья, договоры переуступки долга, договора субподряда и т. п.) — предоставлять документы по аналогичной схеме (договор, первичная документация, оплата).
Отдельно обращаем внимание на необходимость подтверждения наличия собственных или арендованных основных фондов, транспорта (подавалась ли Форма 20-ОПП, если нет — следует обязательно подать). На транспортные средства необходимо предоставить копии свидетельств на их регистрацию, договоры аренды, субаренды, акты приёма-передачи и оплату.
Также обязательным является предоставление копий документов по реализации товара покупателю, а именно:
- Договор с покупателем товара/услуги, с приложениями, спецификациями;
- Соответствующие сертификаты, паспорта качества, декларации производителей (если это предусматривается видом продукции/товара);
- Счета-фактуры по уплате за реализованные товары/услуги;
- Расходные накладные/акты выполненных работ, свидетельствующие о получении покупателем соответствующего товара/услуги;
- Банковские документы, подтверждающие уплату покупателем за полученный товар/услуги.
Сообщение о представлении пояснений и копий документов о налоговых накладных/расчётах корректировки, регистрация которых приостановлена, плательщик имеет право подать в контролирующий орган в электронной форме с помощью средств электронной связи в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отражённого в налоговой накладной/расчёте корректировки.