С началом отопительного периода крайне важным является вопрос поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, поэтому Департамент социальной защиты населения ОГА начинает цикл информационно-разъяснительных материалов по вопросу назначения жилищных субсидий.
Кто имеет право на получение жилищной субсидии?
Право на получение жилищной субсидии имеют граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Украины (получили вид на постоянное или временное проживание, признаны беженцами в Украине), проживающих в жилых помещениях (домах).
По общему правилу субсидия назначается одному из зарегистрированных в жилом помещении лиц, то есть по месту регистрации лица, и рассчитывается на всех зарегистрированных человек.
В состав домохозяйства включаются лица, зарегистрированные в жилом помещении (доме). На таких лиц рассчитываются социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания и их доходы учитываются при назначении жилищной субсидии.
По решению комиссии субсидия может быть назначена лицам, которые не зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически проживают в нём:
- арендуют жильё на основании договора найма (аренды);
- индивидуальным застройщикам, дома которых не приняты в эксплуатацию в случае, когда им начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги;
- внутренне перемещённым лицам.
При назначении жилищной субсидии учитываются также доходы членов семьи лица из состава домохозяйства в случае, когда их зарегистрированное (фактическое) место жительства отличное от адреса домохозяйства (кроме доходов одного из супругов, если обоим больше 60 лет и они проживают в сельской местности или посёлках городского типа, доходов родителей в случае назначения субсидии студентам, которые зарегистрированы в общежитии по месту обучения, и доходов одного из родителей ребёнка в случае назначения субсидии другому из родителей с ребёнком в случае, когда родители разведены или не состояли в браке, а также лиц, которые считаются без вести отсутствующими по решению суда или имеют правовой статус лиц, пропавших без вести). При этом социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания по адресу домохозяйства на таких лиц не рассчитываются.
Также комиссии могут принимать решение о неучёте при назначении субсидии отдельных лиц из числа зарегистрированных, которые фактически не проживают по месту регистрации.
Кому жилищная субсидия не назначается (в том числе на следующий период):
- лицам, которые зарегистрированы в жилых помещениях, в которых отапливаемая площадь превышает: для квартир — 120 м², и дома — 200 м², кроме детских домов семейного типа и приёмных семей;
- если кто-либо из состава домохозяйства или член семьи лица из состава домохозяйства имеет в собственности транспортное средство, подлежащее государственной регистрации и с даты выпуска которого прошло менее 5-ти лет (кроме мопеда и прицепа). Не учитываются транспортные средства, полученные безвозмездно или приобретённые на льготных условиях через структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения, в том числе за счёт денежной помощи на приобретение автомобиля, а также транспортные средства, приобретённые родителями-воспитателями детских домов семейного типа);
- если кто-либо из состава домохозяйства либо член семьи лица из состава домохозяйства в течение 12 месяцев перед обращением за назначением жилищной субсидии, назначением жилищной субсидии без обращения осуществил покупку или другим законным способом приобрёл право собственности на земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство (механизм), строительные материалы, другие товары долгосрочного потребления или оплатил (единовременно) любые услуги (кроме медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных услуг в соответствии с социальной нормой жилья и социальными нормативами жилищно-коммунального обслуживания) на сумму, которая на дату покупки, оплаты, приобретения права собственности другим законным способом превышает 50 тысяч гривен;
- если в составе домохозяйства или семьи члена домохозяйства есть лица, достигшие 18-летнего возраста и в периоде, за который учитываются доходы:
- у них отсутствуют доходы, которые учитываются при назначении жилищной субсидии;
- они получали среднемесячный совокупный доход меньше размера минимальной заработной платы, установленной по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии;
- ими или за них не уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, не меньшем чем минимальный, суммарно в течение 3-х месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии.
Субсидия в таких случаях назначается, если лица, доходы которых учитываются при назначении жилищной субсидии, в течение такого периода, обучались на дневной форме, зарегистрированы в службе занятости как безработные и в этот период обучались в центрах профессионально-технического образования Государственной службы занятости; получали хотя бы один из таких видов дохода, как пенсию, стипендию, пособие при рождении (усыновлении) ребёнка, помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, пособие по уходу за лицами с инвалидностью I и II группы вследствие психического расстройства, помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью, временную государственную социальную помощь неработающему лицу, которая достигла общего пенсионного возраста, но не приобрело право на пенсионную выплату, пособие по безработице. - у них отсутствуют доходы, которые учитываются при назначении жилищной субсидии;
- в случае получения от предприятий-поставщиков услуг информации о наличии просроченной свыше 3-х месяцев задолженности по оплате услуг, срок исковой давности которой не истёк и общая сумма которой превышает 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн.);
- если в составе домохозяйства или в составе семьи члена домохозяйства имеются лица, которые, по данным Единого реестра должников, имеют задолженность по исполнительным производствам о взыскании алиментов более 3-х месяцев (кроме лиц, которые являются алко- или наркозависимыми, что подтверждается справкой от врача, лиц, к которым применяются меры обеспечения уголовного производства в виде отстранения от работы (должности), лиц, к которым применяются меры пресечения в виде домашнего ареста или содержания под стражей);
- если гражданин не вернул излишне перечисленную (выплаченную) сумму жилищной субсидии за предыдущие периоды её получения по требованию структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения или не уплачивает суммы к возврату, определены соответствующим структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения.
Куда обращаться для назначения субсидии и какие необходимо подать документы?
Для назначения субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или другим документом, обращается в Управление социальной защиты населения по месту регистрации.
Перечень документов, которые подаются для назначения субсидии:
- заявление (по форме, установленной Минсоцполитики);
- декларация о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии (по форме, установленной Минсоцполитики);
- справки о доходах — в случае указания в декларации доходов, информация о которых отсутствует в официальных источниках и в соответствии с законодательством не может быть получена по запросу органов соцзащиты населения. В случае невозможности подтвердить доходы справкой к декларации прилагается письменное объяснение.
- договор найма (аренды) жилья (для арендаторов жилья);
- копию договора о реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (в случае наличия задолженности).
В сельской местности приём заявлений с необходимыми документами для назначения субсидий и передачу их соответствующим органам социальной защиты населения осуществляют уполномоченные лица, которые определяются исполнительными органами сельских и поселковых советов.
В объединённых территориальных общинах заявления с необходимыми документами для назначения жилищных субсидий принимаются уполномоченными лицами, которые определены исполнительными органами совета объединённой территориальной общины, и передаются соответствующим органам социальной защиты населения.
Заявление и декларация могут быть отправлены по структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства заявителя (арендаторы, внутренне перемещённые лица — по фактическому месту проживания) по почте или в электронной форме через официальный сайт Минсоцполитики или интегрированные с ним информационные системы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с наложением квалифицированной электронной подписи.
Важно! Заявление и декларация считаются не поданными, в случае, если:
- не внесены в полном объёме сведения о членах домохозяйства и членов их семей (фамилию, имя и отчество, семейное положение, дата рождения, серия и номер паспорта, регистрационный номер учётной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для лиц, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по его серии и номеру);
- не указаны сведения об адресе домохозяйства и номера лицевых счетов и/или отсутствует согласие на обработку персональных данных о членах домохозяйства и членов их семьи, данных о доходах и имуществе;
- не указаны сведения об адресе домохозяйства и номера лицевых счетов, а также номер мобильного телефона заявителя.
На какие услуги назначается субсидия?
В виде жилищных субсидий государство возмещает расходы на оплату:
- коммунальных услуг — услуг по поставке и распределению природного газа, снабжения и распределения электрической энергии, поставки тепловой энергии, поставки горячей воды, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения, обращения с бытовыми отходами;
- жилой услуги — услуги по управлению многоквартирным домом;
- взносов за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учёта, за абонентское обслуживание для потребителей коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирных домах по индивидуальным договорам, а также расходов на управление многоквартирным домом, в котором создано объединение совладельцев многоквартирного дома, жилищно-строительный (жилищный) кооператив (далее — объединение).
Кроме этого, для семей, которые используют для отопления твёрдое топливо, а для приготовления пищи сжиженный газ, предусмотрено предоставление субсидии для приобретения сжиженного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива один раз в год.
Срок, на который назначается субсидия
Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона и рассчитывается:
- на неотапливаемый сезон — с 1 мая по 30 сентября;
- на отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля.
Жилищная субсидия в отопительный сезон на оплату услуг по централизованному, автономному и индивидуальному отоплению рассчитывается с 16 октября по 15 апреля, включительно.
Субсидия для возмещения расходов на приобретение твёрдого топлива и сжиженного газа назначается на календарный год.
Как рассчитывается жилищная субсидия?
Жилищные субсидии назначаются в размере разницы между стоимостью жилищно-коммунальных услуг в пределах социальных нормативов пользования услугами и объёмом определённого Кабинетом Министров Украины обязательного процента платежа.
Обязательный процент платежа рассчитывается индивидуально для каждой семьи, зависит от доходов семьи и определяется по единой формуле:
- вычисляется среднемесячный совокупный доход домохозяйства;
- среднемесячный совокупный доход делится на количество членов домохозяйства, и определяется среднемесячный доход на одно лицо;
- доход на одного человека делится на размер прожиточного минимума на одно лицо в расчёте на месяц, установленного на 1 января года, с которого назначается субсидия (размер прожиточного минимума на 01.01.2020 г. составляет 2 027 грн.);
- полученный результат делится на 2, а затем умножается на 15%, и таким образом определяется процент от среднемесячного совокупного дохода.