В соответствии с ч. 4 ст. 25 Закон Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учёте единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 2464-VI) в случае несогласия с расчётом суммы недоимки плательщик единого взноса согласовывает её с налоговым органом путём обжалования требования об уплате единого взноса в административном или судебном порядке.
Жалоба на требование об уплате единого взноса подаётся в налоговый орган высшего уровня в письменной форме в течение 10-ти календарных дней, следующих за днём получения плательщиком единого взноса требования об уплате единого взноса, с уведомлением об этом налогового органа, который принял требование об уплате единого взноса.Пунктом 14 статьи 25 Закона № 2464-VI предусмотрено, что порядок, сроки и процедура обжалования требования об уплате единого взноса распространяются на обжалование решений налогового органа о начислении пени и применении штрафов.
Обращаем внимание налогоплательщиков, что приказом Министерства финансов Украины от 30.08.2021 г. № 489 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 9 декабря 2015 года № 1124» (далее — приказ № 489) изложен в новой редакции Порядок рассмотрения контролирующими органами жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа (далее — Порядок).
Порядок определяет процедуру подачи и рассмотрения аппаратом ГНС жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — требование) и на решения о начислении пени и наложении штрафа и жалоб банков на решения о наложении штрафов (далее — решение).
Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.
Порядок не применяется в отношении обжалования требований и/или решений налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и других работников, если законодательством установлен иной порядок обжалования таких требований и/или решений, действий или бездействия, а также в случае обжалования постановлений, принятых по делам об административных правонарушениях.
Не подлежат административному обжалованию:
- обязательства по уплате единого взноса, самостоятельно определённые плательщиком;
- требования и/или решения, которые обжаловались, и жалобы, которые были рассмотрены в соответствии с требованиями Порядка;
- требования и/или решения, обжалованные налогоплательщиком в судебном порядке.
Порядок приведён в соответствие с требованиями Закона Украины от 16.01.2020 г. № 465-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» и Закона № 2464-VI, а именно:
- сокращён срок рассмотрения жалобы с 30-ти до 20-ти календарных дней, предусмотрена возможность продления срока рассмотрения до 60-ти дней и определено, с какой даты жалобу считают удовлетворённой в пользу плательщика единого взноса в связи с истечением срока её рассмотрения;
- обновлена форма Решения об оставлении жалобы без рассмотрения (приложение 1 к Порядку) и форма Решения о результатах рассмотрения жалобы (приложение 2 к Порядку);
- расширен и конкретизирован перечень сведений, которые должна содержать жалоба;
- установлено, что жалобы на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕВ) и/или решения о начислении пени и наложении штрафа в бумажной и/или электронной форме (через электронный кабинет) подаются непосредственно в аппарат ГНС. Решение аппарата ГНС является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию и может быть обжаловано в судебном порядке;
- определено, что если последний день срока подачи жалобы приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, последним днём такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днём.
Аппарат ГНС оставляет жалобу без рассмотрения полностью или частично в случае, если:
- жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем, либо к жалобе не приложены надлежащим образом оформленные и заверенные документы, подтверждающие полномочия представителя на её подписание;
- жалоба подана с пропущенным сроком для подачи такой жалобы, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 раздела III настоящего Порядка;
- жалоба поступила в налоговый орган, который не уполномочен её рассматривать;
- до принятия решения по жалобе от плательщика единого взноса, который её подал, поступило заявление о её отзыве (отказ от жалобы) полностью или частично;
- плательщик единого взноса обжаловал в суде решение налогового органа;
- плательщиком единого взноса до аппарата ГНС ранее была подана жалоба по этому же вопросу.
По информации ГУ ГНС в Полтавской области