В соответствии с Законом Украины от 15 марта 2022 года № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного состояния» в период действия военного состояния предусмотрены следующие особенности осуществления налогообложения акцизным налогом и обращения подакцизных товаров.
- Не считаются реализацией горючего (изменения в пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс)) операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины:
- как гуманитарной помощи в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
- осуществляемые в связи с его принудительным отчуждением или изъятием для нужд государства в соответствии с Законом Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» без получения компенсации за принудительно отчуждённое или изъятое горючее;
- осуществляемые в связи с его передачей для нужд обеспечения обороны и функционирования других сфер государства, определённых пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, без предварительного или последующего возмещения его стоимости.
В соответствии с п. 69.5 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса операции по добровольной передаче или отчуждению или изъятию подакцизных товаров для нужд обеспечения обороны государства и функционирования других, определённых настоящим пунктом, сфер государства (без предварительного или последующего возмещения их стоимости) для целей налогообложения также не считаются операциями по реализации.
Кроме того, учитывая изменения в п. 216.3 ст. 216 Кодекса, по указанным операциям не будет возникать налоговое обязательство.
Учитывая указанное, такие операции у субъектов хозяйствования, которые:- являются плательщиками акцизного налога — производителями горючего или лицами, реализующими горючее, будет возникать обязанность:
- составлять заявку на пополнение (корректировку) остатка горючего и соответственно акцизную накладную, расчёт корректировки акцизной накладной на такие операции, которые отнесены к потерянному топливу (код операции для сборки в одном экземпляре 2 — потерянное, испорченное, уничтоженное топливо (пункт 214.7 статьи 2) 216.3 статьи 216 раздела VI Налогового кодекса Украины),
- отражать в приложении 1-1 и приложении 10 к декларации следующие операции;
- составлять заявку на пополнение (корректировку) остатка горючего и соответственно акцизную накладную, расчёт корректировки акцизной накладной на такие операции, которые отнесены к потерянному топливу (код операции для сборки в одном экземпляре 2 — потерянное, испорченное, уничтоженное топливо (пункт 214.7 статьи 2) 216.3 статьи 216 раздела VI Налогового кодекса Украины),
- получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и являются плательщиками акцизного налога по реализации горючего — будет возникать обязанность составлять акцизную накладную на такие операции, которые отнесены к потерянному топливу (код операции для составления в одном экземпляре 2 — потерянное, испорченное, уничтоженное горючее (п. 214.7 ст. 214 и п. 216.3 ст. 216 раздела VI Налогового кодекса Украины). При этом не возникает обязанности дополнительного получения лицензии на право оптовой и/или розничной торговли для осуществления таких операций;
- получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не являются распорядителями акцизных складов — плательщиками акцизного налога по реализации горючего — не будут возникать обязанности:
- получать лицензию на право осуществления оптовой или розничной торговли горючим;
- регистрироваться плательщиками акцизного налога и регистрировать акцизные склады;
- учитывать объёмы горючего, безвозмездно переданного на указанные нужды, при учёте объёмов, которые субъекты хозяйствования имеют право получить в течение года на хранение с целью использования исключительно для нужд собственного потребления (1 000 м³ и плательщик единого налога 4-й группы — 10 000 м3).
- получать лицензию на право осуществления оптовой или розничной торговли горючим;
- как гуманитарной помощи в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
- Временно, на период до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, установлена нулевая ставка акцизного налога на отдельные виды горючего (п. 41 подраздела 5 раздела ХХ Кодекса), в частности:
- бензины моторные;
- тяжёлые дистилляты (газойль);
- сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном) и другие газы;
- бутан, изобутан.
Учитывая указанное, на топливо:- плательщики акцизного налога — производители горючего при пополнении объёма остатка горючего в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового должны составлять заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, в гр. 6 которой указывать нулевую ставку акцизного налога;
- производители этилена до получения или до ввоза на таможенную территорию Украины в качестве сырья для производства этилена не выдают налоговый вексель на сумму акцизного налога, согласно установленному в п. 229.2. и 229.3 ст. 229 Кодекса механизмом ввоза на таможенную территорию Украины без уплаты акцизного налога или реализации производителями горючего по нулевой ставке акцизного налога (поскольку п. 41 подраздела 5 раздела ХХ Кодекса установлена нулевая ставка независимо от направления использования такого горючего).
- бензины моторные;
- Предусмотрено, что восстановление учёта горючего и спирта этилового на акцизных складах, частично уничтоженных и расположенных в районах проведения боевых действий или на временно оккупированных территориях вооружёнными формированиями российской федерации будут осуществляться на основании данных инвентаризации, проведённой по окончании военного положения (п. 69.13 подраздела 5 раздела ХХ Налогового кодекса).
Таким образом, после окончания военного положения распорядителям акцизного состава по результатам проведённой инвентаризации необходимо:- а) Составить и подать для регистрации в ГНС электронные документы, содержащие данные о фактических остатках горючего и объёме обращения горючего или спирта этилового, как это предусмотрено ст. 230 Кодекса, а именно:
- справка о сводных за сутки итоговых учётных данных по объёмам обращения (получения/отпуска) и остатков спирта на акцизном составе производителя спирта и/или производителя отдельных видов продукции, утверждённая приказом Министерства финансов Украины от 27 января 2021 года № 43;
- справку о сводных за сутки итоговых учётных данных об объёмах обращения (получения/отпуска) и остатков горючего на акцизном составе горючего, утверждённую приказом Министерства финансов Украины 27 ноября 2018 № 944.
- справка о сводных за сутки итоговых учётных данных по объёмам обращения (получения/отпуска) и остатков спирта на акцизном составе производителя спирта и/или производителя отдельных видов продукции, утверждённая приказом Министерства финансов Украины от 27 января 2021 года № 43;
- б) Составить и подать для регистрации акцизные накладные на объёмы утраченного горючего (код операции для сборки в одном экземпляре 2 — утраченное, испорченное, уничтоженное горючее (пункт 214.7 статьи 214 и пункт 216.3 статьи 216 раздела VI Кодекса).
- в) Привести в соответствие данные (актуализация данных) относительно зарегистрированных акцизных складов, находящихся на них резервуаров, расходомеров-счётчиков и уровнемеров.
- а) Составить и подать для регистрации в ГНС электронные документы, содержащие данные о фактических остатках горючего и объёме обращения горючего или спирта этилового, как это предусмотрено ст. 230 Кодекса, а именно:
- Разрешается ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий, маркированных марками акцизного налога, не являющихся документами строгого учёта, и напечатанные за пределами таможенной территории Украины по заказу производителей или импортёров табачных изделий (п. 69.20 подраздела 5 раздела ХХ Кодекса).
Такое использование марок акцизного налога, не являющихся документами строгого учёта и напечатанных за пределами таможенной территории Украины по заказу производителей или импортёров табачных изделий, возможно после наличия информации на официальном веб-портале ГНС об отсутствии возможности обеспечить продажу марок акцизного налога импортёрам табачных изделий.
Учитывая, что в данном случае не подаётся заявка-расчёт на приобретение марок акцизного налога для маркировки табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, то ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий, маркированных такими марками, возможен только при условии:- если марки акцизного налога имеют размеры, цветовую гамму и реквизиты, предусмотренные положением об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировке алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, утверждённые Кабинетом Министров Украины во исполнение пункта 226.3 статьи 2 Кодекса;
- предоставление информации о марках акцизного налога с указанием серий и номеров марок акцизного налога, которыми маркированы табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Украины;
- уплаты сумм акцизного налога до представления таможенной декларации в таможенный орган, что подтверждается соответствующими платёжными документами, а также получение от ГНС информации по такой уплате с соответствующими реквизитами платёжного документа.
- если марки акцизного налога имеют размеры, цветовую гамму и реквизиты, предусмотренные положением об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировке алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, утверждённые Кабинетом Министров Украины во исполнение пункта 226.3 статьи 2 Кодекса;
- Прекращён мораторий на проведение фактических проверок (п. 69.2 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса), в т. ч. проверок соблюдения требований законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, в частности, Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего».
Также предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения фактических проверок к налогоплательщикам применяется ответственность в соответствии с Налоговым кодексом Украины, законы, контроль за которыми возложены на контролирующие органы, а требования законодательства относительно моратория (остановки) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), в таком случае не применяются, в том числе положения пп. 112.8. 9 п. 112.8 ст. 112 Кодекса.
Учитывая указанное, в случае обнаружения в ходе фактических проверок контролирующими органами нарушений Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и горючего», к субъектам хозяйствования предусмотрено применение финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона.
Пресс-служба Государственной налоговой службы Украины