» » » Особенности налогообложения акцизным налогом и обращения подакцизных товаров в период действия военного положения
10:00 Середа 0 2 130
10:00, Середа, 6 квітня 2022

Особенности налогообложения акцизным налогом и обращения подакцизных товаров в период действия военного положения

В соответствии с Законом Украины от 15 марта 2022 года № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного состояния» в период действия военного состояния предусмотрены следующие особенности осуществления налогообложения акцизным налогом и обращения подакцизных товаров.
  1. Не считаются реализацией горючего (изменения в пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс)) операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины:

    • как гуманитарной помощи в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
    • осуществляемые в связи с его принудительным отчуждением или изъятием для нужд государства в соответствии с Законом Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» без получения компенсации за принудительно отчуждённое или изъятое горючее;
    • осуществляемые в связи с его передачей для нужд обеспечения обороны и функционирования других сфер государства, определённых пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, без предварительного или последующего возмещения его стоимости.

    В соответствии с п. 69.5 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса операции по добровольной передаче или отчуждению или изъятию подакцизных товаров для нужд обеспечения обороны государства и функционирования других, определённых настоящим пунктом, сфер государства (без предварительного или последующего возмещения их стоимости) для целей налогообложения также не считаются операциями по реализации.

    Кроме того, учитывая изменения в п. 216.3 ст. 216 Кодекса, по указанным операциям не будет возникать налоговое обязательство.

    Учитывая указанное, такие операции у субъектов хозяйствования, которые:

    • являются плательщиками акцизного налога — производителями горючего или лицами, реализующими горючее, будет возникать обязанность:

      • составлять заявку на пополнение (корректировку) остатка горючего и соответственно акцизную накладную, расчёт корректировки акцизной накладной на такие операции, которые отнесены к потерянному топливу (код операции для сборки в одном экземпляре 2 — потерянное, испорченное, уничтоженное топливо (пункт 214.7 статьи 2) 216.3 статьи 216 раздела VI Налогового кодекса Украины),
      • отражать в приложении 1-1 и приложении 10 к декларации следующие операции;

    • получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и являются плательщиками акцизного налога по реализации горючего — будет возникать обязанность составлять акцизную накладную на такие операции, которые отнесены к потерянному топливу (код операции для составления в одном экземпляре 2 — потерянное, испорченное, уничтоженное горючее (п. 214.7 ст. 214 и п. 216.3 ст. 216 раздела VI Налогового кодекса Украины). При этом не возникает обязанности дополнительного получения лицензии на право оптовой и/или розничной торговли для осуществления таких операций;
    • получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не являются распорядителями акцизных складов — плательщиками акцизного налога по реализации горючего — не будут возникать обязанности:

      • получать лицензию на право осуществления оптовой или розничной торговли горючим;
      • регистрироваться плательщиками акцизного налога и регистрировать акцизные склады;
      • учитывать объёмы горючего, безвозмездно переданного на указанные нужды, при учёте объёмов, которые субъекты хозяйствования имеют право получить в течение года на хранение с целью использования исключительно для нужд собственного потребления (1 000 м³ и плательщик единого налога 4-й группы — 10 000 м3).

  2. Временно, на период до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, установлена ​​нулевая ставка акцизного налога на отдельные виды горючего (п. 41 подраздела 5 раздела ХХ Кодекса), в частности:

    • бензины моторные;
    • тяжёлые дистилляты (газойль);
    • сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном) и другие газы;
    • бутан, изобутан.

    Учитывая указанное, на топливо:

    • плательщики акцизного налога — производители горючего при пополнении объёма остатка горючего в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового должны составлять заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, в гр. 6 которой указывать нулевую ставку акцизного налога;
    • производители этилена до получения или до ввоза на таможенную территорию Украины в качестве сырья для производства этилена не выдают налоговый вексель на сумму акцизного налога, согласно установленному в п. 229.2. и 229.3 ст. 229 Кодекса механизмом ввоза на таможенную территорию Украины без уплаты акцизного налога или реализации производителями горючего по нулевой ставке акцизного налога (поскольку п. 41 подраздела 5 раздела ХХ Кодекса установлена ​​нулевая ставка независимо от направления использования такого горючего).

  3. Предусмотрено, что восстановление учёта горючего и спирта этилового на акцизных складах, частично уничтоженных и расположенных в районах проведения боевых действий или на временно оккупированных территориях вооружёнными формированиями российской федерации будут осуществляться на основании данных инвентаризации, проведённой по окончании военного положения (п. 69.13 подраздела 5 раздела ХХ Налогового кодекса).

    Таким образом, после окончания военного положения распорядителям акцизного состава по результатам проведённой инвентаризации необходимо:

    • а) Составить и подать для регистрации в ГНС электронные документы, содержащие данные о фактических остатках горючего и объёме обращения горючего или спирта этилового, как это предусмотрено ст. 230 Кодекса, а именно:

      • справка о сводных за сутки итоговых учётных данных по объёмам обращения (получения/отпуска) и остатков спирта на акцизном составе производителя спирта и/или производителя отдельных видов продукции, утверждённая приказом Министерства финансов Украины от 27 января 2021 года № 43;
      • справку о сводных за сутки итоговых учётных данных об объёмах обращения (получения/отпуска) и остатков горючего на акцизном составе горючего, утверждённую приказом Министерства финансов Украины 27 ноября 2018 № 944.

    • б) Составить и подать для регистрации акцизные накладные на объёмы утраченного горючего (код операции для сборки в одном экземпляре 2 — утраченное, испорченное, уничтоженное горючее (пункт 214.7 статьи 214 и пункт 216.3 статьи 216 раздела VI Кодекса).

    • в) Привести в соответствие данные (актуализация данных) относительно зарегистрированных акцизных складов, находящихся на них резервуаров, расходомеров-счётчиков и уровнемеров.

  4. Разрешается ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий, маркированных марками акцизного налога, не являющихся документами строгого учёта, и напечатанные за пределами таможенной территории Украины по заказу производителей или импортёров табачных изделий (п. 69.20 подраздела 5 раздела ХХ Кодекса).

    Такое использование марок акцизного налога, не являющихся документами строгого учёта и напечатанных за пределами таможенной территории Украины по заказу производителей или импортёров табачных изделий, возможно после наличия информации на официальном веб-портале ГНС об отсутствии возможности обеспечить продажу марок акцизного налога импортёрам табачных изделий.

    Учитывая, что в данном случае не подаётся заявка-расчёт на приобретение марок акцизного налога для маркировки табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, то ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий, маркированных такими марками, возможен только при условии:

    • если марки акцизного налога имеют размеры, цветовую гамму и реквизиты, предусмотренные положением об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировке алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, утверждённые Кабинетом Министров Украины во исполнение пункта 226.3 статьи 2 Кодекса;
    • предоставление информации о марках акцизного налога с указанием серий и номеров марок акцизного налога, которыми маркированы табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Украины;
    • уплаты сумм акцизного налога до представления таможенной декларации в таможенный орган, что подтверждается соответствующими платёжными документами, а также получение от ГНС информации по такой уплате с соответствующими реквизитами платёжного документа.

  5. Прекращён мораторий на проведение фактических проверок (п. 69.2 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса), в т. ч. проверок соблюдения требований законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, в частности, Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего».

    Также предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения фактических проверок к налогоплательщикам применяется ответственность в соответствии с Налоговым кодексом Украины, законы, контроль за которыми возложены на контролирующие органы, а требования законодательства относительно моратория (остановки) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), в таком случае не применяются, в том числе положения пп. 112.8. 9 п. 112.8 ст. 112 Кодекса.

    Учитывая указанное, в случае обнаружения в ходе фактических проверок контролирующими органами нарушений Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и ​​горючего», к субъектам хозяйствования предусмотрено применение финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона.

Пресс-служба Государственной налоговой службы Украины
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    Экономика 12:50 Неділя 0 574 Налогообложение налогом на доходы физических лиц иностранных доходов Согласно п. 170.11 ст. 170 разд. IV Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее — НКУ), в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога — получателя, который обязан подать годовую налоговую декларацию и облагается налогом по ставке, определённой в п. 167.1 ст. 167 НКУ (18%).