Причиной кризиса эксперты и экономисты называют ручные методы управления рынком нефтепродуктов, то есть искусственное ограничение цен на бензин и дизельное горючее. Кто же будет работать себе в убыток, тем более на фоне постоянного роста цены на нефть?
Между тем премьер-министр Украины Юлия Тимошенко упрекнула Россию в том, что она перестала поставлять нефть в Украину. Правда, обвинения касались не России, как государства, а только больших российских нефтепереработчиков и нефтетрейдеров. "Я хочу, чтобы вы знали, 7-11 мая Россия прекратила качать нефть на Кременчугский завод, хотя эта нефть законтрактована", - сказала премьер-министр. Россияне, в свою очередь, обвиняют госпожу Тимошенко в некомпетентности. “Через остановку на ремонт ряда украинских НПЗ объемы поставки нефти сократились и мы не можем прокачивать нефть по капле в день. Есть технологическая норма. Мы собираем на протяжении пяти суток нефть в резервуаре, а затем прокачиваем. Потом опять собираем... график поставок определяется помесячный, и Украина получает нефть в полном объеме в соответствии с подписанными соглашениями”, - заявил вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев.
Выяснить ситуацию мы попробовали на самой "Укртатнефти". Как сообщила пресс-секретарь “Укртатнефти” Мария Зубарева, завод работает, нефть перерабатывается, одним словом, делается все возможно, чтобы бензинового кризиса не допустить. Однако одному Кременчугскому НПЗ всю страну горючим не обеспечить, говорит госпожа Мария. По ее словам, на предприятии ожидают, когда цена на горючее будет регулироваться рынком. Едва лишь это произойдет, кризис исчезнет, хотя, не исключено, что и цена на бензин после этого изменится. Причины же общегосударственного кризиса кременчугские нефтепереработчики не комментируют.
Управляемой ситуацию на рынке нефтепродуктов считает и министр топлива и энергетики Иван Плачков. Дефицит высокооктанового бензина в Украине он объясняет сокращением разницы в цене на бензин марки А-95 и А-92, а также перебоями в работе трех украинских нефтеперерабатывающих заводов. Чтобы улучшить ситуацию, Министерство экономики утвердило приказ о новых ценах на нефтепродукты. С недавних пор бензин марки А-95 стоит 3 гривны 20 копеек. Цена 92-го выросла немного больше, чем на 1%. Стоимость бензина А-80 оставили без изменений. На 10 копеек выросла цена на дизельное горючее.
Кроме того, Верховная Рада упразднила импортную пошлину и все налоги, кроме НДС, на светлые нефтепродукты. По словам премьера Юлии Тимошенко, принятие такого закона дает возможность в ближайшее время увеличить часть импортируемых нефтепродуктов на украинском рынке до 30% и таким образом стабилизировать ситуацию. "С момента принятия закона до поступления нефтепродуктов в Украину нужно три недели", - сказала она.
К тому же правительство надеется, что принятие закона позволит с 1 июня отказаться от установления предельных цен на все виды горючего на украинском рынке и перейти к рыночному ценообразованию. Нефтепереработчики намекают, что при этом цена на горючее вырастет.
Что Вы думаете об этом? Напишите первым!