Ещё год назад в автосалонах стояли длинные очереди за популярными моделями машин, а автомобильный рынок Украины рос стремительными темпами. Сейчас ситуация в корне изменилась: официальные импортёры придерживают запуск новинок, на складах дилеров до сих пор пылятся машины 2008 года выпуска, банки неохотно предоставляют кредиты, а покупатели, даже имеющие такую возможность, не спешат обзаводиться железным конём.
«В первом полугодии 2009 года в Украине было продано практически в четыре раза меньше легковых автомобилей, чем за аналогичный период 2008 года», — рассказывает заместитель председателя правления корпорации «УкрАВТО» Вячеслав Поврозник. Под воздействием негативных факторов изменилась и структура продаж: «Несмотря на то что „флагманом“ рынка по объёмам продаж так и остаётся ВАЗ, его позиции не выглядят такими же незыблемыми, как и в прошлом году. Больше всех в лидирующей десятке, по сравнению с прошлым годом, прибавили Hyundai и Toyotа (по итогам регистраций 6 месяцев 2009 года — первое и второе места соответственно). Немного сдали свои позиции некоторые из привычных лидеров — Daewoo, Chevrolet и Mitsubishi», — говорит г-н Поврозник.
Изменение в десятке лидеров и позиции в рейтинге имеют большее значение для торговцев, чем для покупателей. Но именно поведение покупателей и вызывает изменения долей на рынке дилеров того или иного бренда. А простым смертным всегда важно, какие выгоды они могут получить от покупки. Поэтому, стремясь сохранить свои позиции, импортёры и дилеры снижают цены, заманивают акциями и торгуют автомобилями прошлого года выпуска.
Генеральный директор группы компаний «АИС» Александр Пугач объясняет успешность тех или иных продавцов именно скидками и выгодными ценовыми предложениями: «В предыдущие месяцы продажи увеличивали лишь те операторы рынка, у которых действовали распродажи или специальные условия приобретения автомобилей». И наоборот, те компании, у которых в это время не было «горящих» ценовых предложений, заметно отставали в продажах.
Цена вопроса
О скидках, акциях и супервыгодных ценах заявляют едва ли не все продавцы. Действительно, в долларах цены стали ниже, однако в гривнах они выросли. Если сравнить стоимость определённой модели прошлым летом и сейчас, подавляющее большинство машин подорожали. Например, Nissan Qashqai прошлым летом стоил от $23690, что по тогдашнему курсу составляло 119634 грн. Сейчас цена с учётом спецпредложения (скидка — $1000) стала ниже. Но всё равно в гривневом эквиваленте за самую «бедную» версию нужно отдать 179251 грн.
В среднем этим летом автомобили в гривнах на 25% дороже, чем летом 2008 года.
«С началом кризиса ценовая политика автомобильных операторов в первую очередь корректировалась относительно изменений курса доллара, что привело к пропорциональному увеличению „гривневых цен“, — объясняет Вячеслав Поврозник.
Чёртова дюжина процентов
Не в пользу покупателей работает 13%-процентная надбавка к импортной пошлине, которую пролоббировали украинские производители автомобилей и в рамках антикризисных мер установило правительство. Многие импортёры в начале 2009 года постарались заполнить свои склады до вступления этой надбавки в силу. Это позволило обеспечить рынок товаром по старым ценам на несколько месяцев впрок. Поэтому у большинства дилеров до сих пор есть машины 2008 года.
Следует отметить, что изначально, когда 13%-процентная пошлина была только введена и импортёры запасались автомобилями, они оптимистично рассчитывали, что резервов им хватит аж на два-три месяца, и советовали не откладывать покупки. Прошло уже полгода, а резервов всё хватает и хватает.
7 сентября Украина обязана отменить надбавку в 13% к импортной пошлине, которая действовала полгода. Соответственно, новые автомобили, которые будут импортироваться в страну, должны стать на 13% легче для кошелька. С другой стороны, на складах дилеров по-прежнему имеются машины 2008 года выпуска, которые тоже нужно как-то распродавать. Поэтому ожидать оживления импорта и массового притока более доступных машин не стоит. Тем более что львиная доля продаваемого нынче товара и так была ввезена до введения надбавки.
Эта отмена приведёт скорее к тому, что импортёры всё-таки начнут везти в Украину те новинки, которые наш рынок в срок так и не увидел.
„Деньги“ уже писали, что несколько презентаций импортных моделей были отложены. (Например, украинцы пока не увидели долгожданную новую Mazda 3.) Это сыграло на руку новинкам, собираемым в Украине (например Kia Cerato), — они сумели выйти на рынок раньше.
„В жёсткой конкурентной борьбе все средства хороши“, — пояснили в группе компаний „АИС“ и признались, что 13%-процентная временная надбавка к ввозной пошлине дала им возможность возобновить сборку на Кременчугском автосборочном заводе. „Благодаря возобновлению сборки мы смогли предложить покупателям модели 2009 года марок Geely и SsangYong“, — похвастались в «АИС».
Долг — недолгий
Конечно, неплохо бы решиться сейчас на покупку подешевевшего в валюте автомобиля — если бы банковский кредит был доступен. Только помощь от банков продавцам автомобилей пока не светит — у финансистов хватает своих забот. «Деньги» обратились ко многим финансовым учреждениям с вопросом о том, когда ждать полномасштабного восстановления автокредитования на рынке. Большинство опрошенных банков от комментариев воздержались. А те банки, что кредиты всё-таки дают, готовы осчастливить только тех заёмщиков, у которых уже есть на руках минимум 25-35% стоимости облюбованного авто.
Естественно, банкиры охотнее всего идут на выдачу коротких кредитов — займы более чем на три года предлагаются нечасто и под повышенный процент. Правда, сумма ежемесячного платежа по короткому займу из-за того, что кредит погашается быстро, получается весьма приличной, и брать на себя такие обязательства в условиях кризиса решится далеко не каждый. Но в любом случае начинать сейчас поиск кредита следует не с банка, как многие делали ранее, а непосредственно с дилера. Вероятность купить машину в долг выше благодаря партнёрской программе дилера и банка. Кстати, мы рекомендуем, во-первых, обращать внимание на наличие таковых партнёрских программ при выборе дилера для покупки, а во-вторых, просчитывать, во сколько на самом деле обойдутся эти щедрые предложения.
Это ещё чТО?!
Учитывая в целом тусклую картинку, автодилеры вынуждены искать альтернативные пути получения доходов. Многие переориентировались на сервис, который раньше больше интересовал автовладельцев, нежели торговцев машинами. Многие участники рынка взялись за развитие своих сетей сервисных станций и уровня обслуживания на них. К тому же многие предлагают бесплатное техническое обслуживание автомобилей. Разумеется, в случае покупки сейчас. Те, кто приобрёл машину до вступления в силу таких акций, за ТО должны платить сами.
У иллюстратора Ирины недавно произошёл страховой случай. Страховая компания перечислила деньги на счёт СТО несколько недель назад. Однако героиня истории летом предпочитает отдыхать, а не заниматься ремонтом. На днях ей позвонил менеджер станции и сообщил, что они уже заказали необходимые запчасти для ремонта машины, и попросил девушку выбрать удобное для неё время для посещения отдела кузовных работ. Казалось бы, ничего такого в этой истории нет. НО! Ещё год назад записаться на регламентное ТО или диагностику на этой станции можно было лишь дней за десять, и то по большому блату. А теперь вот — сами суетятся.
Экономия или переплата
Стоимость автомобилей 2008 года прошлым летом и сейчас *
Марка и модель | Стоимость (курс 8,35грн/$) нового автомобиля 2008 года сейчас, от | Стоимость (курс 4,85грн/$) нового автомобиля год назад, от |
Nissan Qashqai | 173738 грн/$22190 | 114897 грн/$23690 |
Suzuki SX4 | 163780 грн/$20918 | 109499 грн/$22577 |
Mitsubishi Outlander XL | 217560 грн/$27786 | 162427 грн/$33490 |
Subaru Forester | 219710 грн/$28060 | 164396 грн/$33896 |
Mitsubishi Lancer | 130530 грн/$16671 | 109392 грн/$22555 |
Mazda 3 | 169900 грн/$21699 | 131978 грн/$27212 |
Kia Cee'd | 121330 грн/$15496 | 95036 грн/$19595 |
Toyota Yaris | 152376 грн/$19461 | 116182 грн/$23955 |
Opel Corsa | 102860 грн/$13137 | 83245 грн/$17164 |
* — Дилеры могут менять цены без дополнительного уведомления.
Итого: Купить машину сейчас можно со скидкой. Осенью появятся новые автомобили, ввезённые после отмены 13%-процентной надбавки. А значит, скоро появятся новые скидки. К тому же банки зашевелились и стали давать кредиты. Худшее — позади?