Кременчуг Онлайн » Новости Кременчуга » События » Век воды и дорожной техники

Век воды и дорожной техники

Кременчуг: вид с высоты птичьего полёта (начало ХХ века)В Кременчуге два старейших предприятия готовятся к юбилеям. Кременчужанам есть что вспоминать в 2010 году. История многих городских предприятий — это и история самого города, его районов и улиц. Это не больше и не меньше, а основы градообразования, на которых держится город на Днепре. В этом году к своим юбилеям подошли два старейших не только в Кременчуге, но и в Украине предприятия, — КП «Кременчукводоканал» и ОАО «Кременчугский завод дорожных машин». Кременчугский водоканал будет праздновать своё столетие. На предприятии очень сознательно подошли к дате своего образования и летоисчисление ведут с 1910 года. Согласно историческим исследованиям, именно тогда была пробурена первая скважина для централизованного обеспечения жителей города водой.

А без воды и не…

В общем, плохо без неё. Её чистота и постоянная подача всегда были актуальны для Кременчуга. Если окунуться в летопись города, то предпосылки для становления прообраза сегодняшнего водоканала сложились уже в первые годы двадцатого века, когда произошло значимое для города событие — электрификация Кременчуга. А водопровод стал первым коммунальным предприятием в городе. Несмотря на материальные трудности во время революции 1917 года, Водоканал постоянно увеличивал мощности и, кстати, поставляя городу чистую артезианскую воду, спасал людей от эпидемических болезней во время гражданской войны и общей разрухи городского хозяйства.

До Великой Отечественной войны освоенных скважин в городе было уже 13, а длина водопроводных сетей составляла 45 км. Такую развитую водопроводную сеть имел не каждый город в республике. Надо заметить, что и при оккупации города в 1941-1943 годах остановилось многое, но не водопровод. Гитлеровцы, ничего не меняя, использовали его и неизменно поддерживали работу скважин и подачу чистой воды. Для себя, конечно.

Уже в послевоенный период до 1962 года усилиями Кременчугского водоканала были построены и задействованы 20 артезианских скважин общей мощностью 20000 куб. м в сутки. Протяженность водоводов и сетей составляла 60,3 км.

КП «Кременчукводоканал». Фото: panorama.pl.uaСейчас предприятие — это обширный комплекс сооружений, в работе которого задействованы две насосные станции первого подъёма, водоочистные сооружения мощностью 150000 куб. м в сутки, два комплекса канализационных очистных сооружений Левобережья и Правобережья Кременчуга общей мощностью 140000 куб. м в сутки, двадцать шесть станций перекачки стоков, семь повышающих насосных станций, шесть резервуаров питьевой воды.

В свой юбилей Кременчугский водоканал вошёл с программами технического переоснащения и выхода на новый уровень водоснабжения города. Но это уже будет совсем другая история — история второго столетия предприятия.

От молотилок до современной дорожной техники, от завода им. Сталина до украинского предприятия

Кременчугский завод дорожных машин имеет уникальную историю — на протяжении 140 лет его работы менялись собственники, номенклатура производства, названия, но не стабильность предприятия. Почти полтора столетия завод живёт полноценной промышленной жизнью.

Его история началась в 1970 году, когда, привлечённые новыми преобразованиями в Российской империи, в страну потянулись зарубежные инвестиции. Основателем завода считают первого владельца Баутца, который чётко просчитал необходимость выпуска на заводе сельскохозяйственной техники — конных приводов, молотилок, соломорезок и запасных частей к ним. Для Полтавского земледельческого региона такая техника всегда была на первом месте. Именно завод Баутца стал первым предприятием по производству сельскохозяйственных машин и орудий в Полтавской губернии. Но предприятие выполняло и иные заказы, например для железных дорог, которые прошли через Кременчуг.

В конце 90-х годов XIX столетия завод приобрёл кременчугский купец 1-й гильдии И. Андер — человек во всех смыслах неординарный и деловой. В то время предприятие стало именоваться Механическим чугунолитейным заводом. На заводе работало 65 человек: 21 литейщик, 22 слесаря, 10 токарей, 5 кузнецов, 3 модельщика, 3 маляра и машинист. В городских газетах можно было встретить такое рекламное объявление: «Механический чугунолитейный завод. Склад земледельческих машин. И. Андер. В Кременчуге. На ярмарочной площади в собственном доме. Отливка предметов из чугуна и меди и производство всякого рода механических работ. Нарезка и шлифовка металлических и фарфоровых вальцев. При заводе имеются всегда в большом запасе: принадлежности к механическим и земледельческим машинам. Адрес для писем и телеграмм: Андеру, Кременчуг».

Кременчуг, улица Екатеринская (начало ХХ века)Кременчуг, улица Екатеринская (начало ХХ века)После революции хозяина Андера пролетарии не потерпели, и завод перешёл в подчинение государства, но продолжал оставаться единственным в губернии, который производил и ремонтировал сельскохозяйственные машины и орудия.

Во время советской индустриализации и первой пятилетки заводу были поставлены иные задачи. Переломным в жизни предприятия стал 1930 год. Был кардинально изменён профиль производства, и завод перешёл на выпуск дорожных машин. Масштаб дорожных работ в годы индустриализации быстро увеличивался, и в 1933 году постановлением Совнаркома СССР было создано «Дормашобъединение», которому передали шесть машиностроительных заводов для организации производства дорожных машин. В число этих заводов входил и Кременчугский завод. Производство началось с выпуска прицепных катков, канавокопателей, конных скреперов, цистерн для горючего и запасных частей к тракторам. Кременчугское предприятие получило и новое название — завод им. Сталина. А совсем недалеко, возле железнодорожного вокзала, установили и памятник «вождю всех времён и народов».

После войны завод пережил новые профильные изменения своего производства. Последние 50 лет предприятие специализируется на разработке и выпуске асфальтосмесительных установок, специальных автотранспортных средств для заправки и транспортировки нефтепродуктов.

В области проектирования и выпуска комплектов оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей, применяемых в строительстве дорог с твёрдым покрытием и взлётных полос аэродромов, завод имеет наибольший опыт среди других предприятий стран СНГ, так как до распада СССР был единственным предприятием по выпуску таких машин. Завод экспортировал их в 41 страну мира.

После того, как канул в лету СССР, Кременчугский завод дорожных машин пережил непростые времена, но встал на ноги и продолжает стабильную работу. Продолжается спрос и на его современную продукцию. Для примера: более 90% действующих в России и других странах СНГ, Европы асфальтосмесительных установок изготовлены Кременчугским заводом дорожных машин. Коллектив завода имеет колоссальные 140-летние технические и рабочие традиции, громаднейший исторический пласт развития. Пройти такой путь по плечу не каждому, и дормашевцы по праву гордятся своей историей.

Николай Тарасенко

Что Вы думаете об этом? Напишите первым!

, чтобы получить доступ ко всем функциям сайта!
Главная
Каналы
Видео
Эфир
+
Nikaa Haris

Для успішного ведення бізнесу важливий надійний та стабільний інтернет, адже від швидкості передачі даних залежить робота онлайн-сервісів, відеоконференцій та хмарних рішень. За допомогою NonDetected можна забезпечити захищене та стійке підключення, мінімізуючи ризики перебоїв.

«НАШНЕТ» — интернет в Киеве для бизнеса
Nikaa Haris

Выбор мужского аромата это не просто покупка, а отражение стиля и характера. Кто-то предпочитает классику, а кому-то ближе смелые и необычные ноты. Сегодня можно легко нишевый парфюм купить здесь, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Такой аромат не останется незамеченным.

Что нужно знать о выборе ароматов для него: мужские духи
Lazybon
Учасники слухань не висловили зауважень або пропозицій щодо презентованих змін
Проєктом передбачено розміщення двох нових об’єктів торгівлі на вільній від забудови ділянці

Ну вот, всё как и писал в предыдущем комменте

Громадськість ознайомили зі змінами до плану території на вулиці Республіканській
Sergey Kosenko

Можно было и скидку предложить 🐸

Літні шини 205/55 R16: що обирають українські водії
Lazybon

Как будто туда граждане ходят и эти слушания что-нибудь решали когда-то кроме резонансных случаев. Проводят для галочки. Новый киоск построят? 

Інформація про проведення громадських слухань щодо змін у детальному плані території по вулиці Республіканській
Гість Олена
Гість Олена

Повністю підтримую думку, що домашній догляд може бути не гіршим за салонний, головне - підібрати якісні засоби. Мені дуже допомогла косметика Oribe особливо для сухого волосся. Користуюсь кілька місяців - результат реально помітний, волосся м’яке і блискуче.

Салонний догляд vs домашній: що краще для Вашого волосся?
ghart97
Считаю, что забота о зубах — это не только эстетика, но и здоровье всего организма. Недавно стал интересоваться, как проходит чистка зубов профессиональная, ведь обычной щётки часто недостаточно. Хорошо, что сейчас есть такие услуги, которые помогают избежать проблем в будущем.
Счастье не в зубах, а в их количестве, или Как уберечь «голливудскую улыбку»?
Гість Катя
Гість Катя
Знаю що місце поруч з студією краси
Велосипед мрії для 8–10-річного райдера, кому треба купувати тільки в Ірпінь Байк?
Гість Иван
Гість Иван
Брехуни в начале улицы поставили 3 фонаря и все а дальше как било темно так иемть
Мешканці Великої Кохнівки отримали нове вуличне освітлення на вулиці Полковника Оксанченка
Гість Юрий
Гість Юрий
Звертався до Кійсервіс з приводу ремонту пральної, все ок, працює. Можу радити.
Як обрати надійний сервісний центр для Вашої техніки? Поради від «Кійсервіс»