Способ расчёта загрязнённости городов
Индекс загрязнения атмосферы рассчитывается как сумма разделённых на среднесуточную предельно допустимую концентрацию средних концентраций пяти приоритетных примесей (усреднённых по времени — месяц, полугодие, год). Расчёт этого индекса основан на предположении, что на уровне предельно допустимых концентраций все вредные примеси характеризуются одинаковым влиянием на человека, а при последующем повышении концентрации степень их вредности растёт с разной скоростью, которая зависит от класса опасности данной примеси. При расчёте ИЗА учитывается класс опасности каждой примеси.
№ |
Город |
Область |
Индекс загрязнения атмосферы* |
Уровень загрязнения воздуха |
1 |
Мариуполь |
Донецкая |
16,5 |
очень высокий |
2 |
Ужгород |
Закарпатская |
14,4 |
очень высокий |
3 |
Горловка |
Донецкая |
14,3 |
очень высокий |
4 |
Одесса |
Одесская |
14,3 |
очень высокий |
5 |
Ровно |
Ровенская |
14,2 |
очень высокий |
6 |
Славянск |
Донецкая |
13,9 |
высокий |
7 |
Запорожье |
Запорожская |
12,9 |
высокий |
8 |
Макеевка |
Донецкая |
12,8 |
высокий |
9 |
Донецк |
Донецкая |
12,8 |
высокий |
10 |
Лисичанск |
Луганская область |
12,4 |
высокий |
11 |
Днепродзержинск |
Днепропетровская |
12,1 |
высокий |
12 |
Армянск |
АР Крым |
12,1 |
высокий |
13 |
Красноперекопск |
АР Крым |
11,5 |
высокий |
14 |
Днепропетровск |
Днепропетровская |
11,4 |
высокий |
15 |
Кривой Рог |
Днепропетровская |
11,2 |
высокий |
16 |
Рубежное |
Луганская |
11,0 |
высокий |
17 |
Краматорск |
Донецкая |
10,8 |
высокий |
18 |
Луганск |
Луганская |
10,3 |
высокий |
19 |
Дзержинск |
Донецкая |
10,2 |
высокий |
20 |
Енакиево |
Донецкая |
10,2 |
высокий |
21 |
Северодонецк |
Луганская |
10,1 |
высокий |
22 |
Николаев |
Николаевская |
9,2 |
высокий |
23 |
Луцк |
Волынская |
8,6 |
высокий |
24 |
Ялта |
АР Крым |
7,8 |
высокий |
25 |
Алчевськ |
Луганская |
6,9 |
повышенный |
26 |
Киев |
Киевская |
6,8 |
повышенный |
27 |
Херсон |
Херсонская |
6,3 |
повышенный |
28 |
Черкасы |
Черкасская |
5,9 |
повышенный |
29 |
Львов |
Львовская |
5,6 |
повышенный |
30 |
Светловодск |
Кировоградская |
5,4 |
повышенный |
31 |
Сумы |
Сумская |
5,4 |
повышенный |
32 |
Кировоград |
Кировоградская |
5,3 |
повышенный |
33 |
Хмельницкий |
Хмельницкая |
5,2 |
повышенный |
34 |
Кременчуг |
Полтавская |
4,9 |
низкий |
35 |
Черновцы |
Черновецкая |
4,8 |
низкий |
36 |
Винница |
Винницкая |
4,5 |
низкий |
37 |
Полтава |
Полтавская |
4,4 |
низкий |
38 |
Житомир |
Житомирская |
4,2 |
низкий |
39 |
Керч |
АР Крым |
4,2 |
низкий |
40 |
Тернополь |
Тернопольская |
3,9 |
низкий |
41 |
Севастополь |
АР Крым |
3,8 |
низкий |
42 |
Харьков |
Харьковская |
3,6 |
низкий |
43 |
Симферополь |
АР Крим |
3,6 |
низкий |
44 |
Измаил |
Одеская |
3,5 |
низкий |
45 |
Белая Церковь |
Киевская |
3,5 |
низкий |
46 |
Олександрия |
Кировоградская |
3,4 |
низкий |
47 |
Ивано-Франковск |
Ивано-Франковская |
3,4 |
низкий |
48 |
Украинка |
Киевская |
3,1 |
низкий |
49 |
Чернигов |
Черниговская |
3,1 |
низкий |
50 |
Бровары |
Киевская |
2,9 |
низкий |
51 |
Обухов |
Киевская |
2,9 |
низкий |
52 |
Григорьевка |
Киевская |
2,6 |
низкий |
53 |
Комсомольск |
Полтавская |
2,5 |
низкий |
Очень высокий уровень загрязнения при ИЗА > 14,0; высокий — при ИЗА > 7,0; повышенный — при ИЗА от 5,0 до 7,0; низкий при ИЗА меньше 5,0.
Неожиданность с Ужгородом
Второе место Ужгорода в этом антирейтинге специалистов не шокировала. Так, по словам президента общественного объединения «Экосфера» Оксаны Станкевич, прежде всего, проблемы с чистотой воздуха Ужгорода связаны с самим его географическим расположением.
«Мы находимся в котловане, в котором воздушные массы перемещаются, но не выдуваются. Все выбросы зависают над городом неким смогом. Более 60% дней в году здесь полный штиль, и с этим ничего не поделаешь», — комментирует Оксана Станкевич.
Другая причина — огромное количество транспорта. Сейчас на 120–тысячный город зарегистрировано более 40 тысяч транспортных средств, то есть фактически каждый третий житель Ужгорода имеет «железного коня», пишет Радио Свобода.
Ещё через Ужгород до границы со Словакией движется много транзитного транспорта. Другая причина — из-за кризиса многие автомобили перешли с бензина или дизтоплива на использование газа, а выбросы от последнего очень опасны.
Эколог, координатор программы по изменению климата Национального экологического центра Украины Кристина Рудницкая в комментарии «Украинской правде. Жизнь» объясняет, что на уровень загрязнения атмосферы в разных городах и регионах влияют различные факторы, основные из которых — выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов от автотранспорта и промышленности.
«Выбросы от автотранспорта в городах являются основным источником загрязняющих веществ в атмосфере, они постоянно растут как в Украине, так и во всём мире. К тому же выбросы от автотранспорта являются наиболее трудно регулируемыми. Например, во многих странах действует дифференцированный налог на автотранспорт и налог на топливо. Главная цель таких политик — стимулировать владельцев покупать самые энерегоэффективные машины, меньше пользоваться частными автомобилями, больше общественным транспортом, поездами. В Украине, пока нет политики, регулирующей сокращение выбросов от автотранспорта, но оно уже очень необходима», — говорит Рудницкая.