На выходных семья Третяк из Кременчуга купила мягкий уголок «Сатурн» за 4200 гривен. Диван этот давно присмотрели в мебельном магазине в центре города, и как только собрались переезжать в новый загородный дом, сразу его и купили. В первый же вечер на нём легли спать дети — 8-летний Саша и 19-летний Игорь. А ночью обоим пришлось вызывать «скорую»…
"Сын весь посинел и с трудом дышал"
— В два часа ночи старший сын позвал на помощь и упал на пол, — рассказала мама Валентина Третяк. — Он весь посинел, с трудом дышал! Мы вызвали «скорую», и после капельницы Игорю полегчало. А вот у младшего была такая сильная рвота, что его забрали в реанимацию!
Врачи не смогли установить причину отравления, в карточке так и сказано: «интоксикация неясной природы». А вот родители сразу заподозрили во всём новый диван. Когда его только привезли, вся семья обратила внимание на резкий запах, но тогда решили — ведь новый…
Уровень формальдегидов выше нормы в 6,7 раз!
Третяки написали заявление в санэпидемстанцию, и там их подозрения подтвердили.
— Мы сделали замеры воздуха в квартире — оказалось, уровень фенола превышает норму вдвое, а формальдегида вообще в 6,7 раз, — сообщил заместитель главврача Кременчугской районной СЭС Леонид Кучеренко.
В магазине к приходу работников СЭС оказались готовы: вынесли пачку документов на производителя — кременчугскую фирму «Ральф». Там были сертификаты качества на ткань, поролон, ДСП… — на всё, из чего сделан диван.
— Тот уголок у нас простоял две недели, никакого особого запаха мы не заметили. В том отделе консультант — беременная девушка, и даже она не жаловалась, — оправдывался директор магазина.
И хотя магазин в истории с диваном всего лишь посредник, его всё равно оштрафуют за ряд мелких нарушений. Что касается «ядовитого дивана», то он ещё на экспертизе…
Фирма «Ральф», как мы выяснили, выпускает мебель давно, продаёт её в Кременчуге, Киеве и Днепропетровске.
— За 13 лет у нас первый такой случай! — возмутился директор фирмы, когда мы обратились к нему за комментариями. — Мы производим только сборку мебели, а все материалы привозные. Ткань — из Житомира, клей — из Одессы… И на всё есть сертификаты качества! Да с ними вся Украина не первый год работает. У меня сейчас в цеху есть такие точно диваны, готов любой распороть — пусть проверяют. Кстати, мы провели собственное расследование и узнали, что дети в тот день ели рыбу. Могли ею отравиться!
— Но ведь врачи не нашли у детей пищевое отравление, а СЭС выявила фенол и формальдегид в воздухе…
— Фенол и формальдегид действительно используются при производстве стружки ДСП, поролона, ткани… Но посмотрите сертификаты — всё ведь в норме! Так что пусть ещё докажут, что виноват наш диван.
Родители будут судиться
Злополучный диван пока так и стоит в доме семьи Третяк под замком. Когда будут готовы результаты повторных замеров воздуха, займутся и им. Старший сын сейчас проходит обследование в поликлинике, младший ещё лежит в больнице, но уже в обычной палате. А родители намерены судиться.
— Как только сыновьям стало плохо, мебельщики предложили забрать диван, вернуть деньги и оплатить лечение, — сообщила Валентина Третяк. — Но муж не согласился это дело замять, ведь не исключено, что этот диван снова кому-то продадут. Мы чуть детей не потеряли, так что будем бороться до конца!
Чем вредна мебель?
Фенол действует на нервную систему, а формальдегид может спровоцировать рак. Фенол используется для дезинфекции, в производстве синтетических смол и красителей. Пыль, пары и раствор от него раздражают оболочки глаз, дыхательные пути, кожу, а также действуют на нервную систему.
Формальдегид тоже применяют в производстве смол, пластика, красок, текстиля, ДСП. Формальдегидная смола входит в стружку, что удешевляет мебель. Люди, которые работают с этим материалом, имеют большой риск развития раковых опухолей носоглотки.
Эти материалы есть в мебели, обоях и краске для стен, а значит — в каждой квартире. Но в малых дозах они безопасны и способны выветриваться.
Олеся Кучеренко