Изменения к Закону Украины “Про защиту прав потребителей”, который действует уже больше месяца, сделали его, по мнению юристов, более сложным и запутанным, чем он был раньше. Между тем, именно данный Закон является основой всех наших прав и возможностью защитить себя.
“Да прибудет с тобой сила!”Главным недостатком новой редакции Закона стали запутанyыt формулировки. Вот, возьмем, хотя бы пункт о возмещении потребителю вреда от бракованной продукции. Речь идет о том, что потребитель должен доказывать сам вред, брак, связь между ними. При этом производитель может доказывать свое. Читаем пункт первый:
“Производитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что убыток, причиненный по вине самого потребителя в результате нарушения им установленных правил использования, сохранности, транспортировки продукции или (ДАЛЬШЕ ЧИТАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО!) действия непреодолимой силы”. Как узнать, что оно за такая темная сила? Как понимать “действия непреодолимой силы” в Законе не объясняется... Например, если во время прогулки в новых штанишках у товарища произойдет приступ диареи и он не успеет добежать до туалета – это непреодолимая сила или нет?
Подобными формулировками новый Закон нашпигован по самую завязку. Ясно, что это осложняет нашу с вами жизнь, потому что разобраться без юриста в тех терминологических чащах невозможно. А юрист, как известно “влетает” в копеечку.
Неуловимые дефекты
Обменять товар стало сложнее, из-за того, что отредактированная ст.8 практически отменяет возможность такого обмена. Например, покупаем телевизор. А он неисправен. Раньше можно было уменьшить цену товара, получить бесплатный гарантийный талон, вернуть средства за товар или поменять его. Отныне сдать или поменять некачественный товар невозможно.
Разве что удастся доказать, что телевизор неисправен по вине производителя и ремонту не подлежит. А затем отдать на экспертизу, которая должна доказать, что никакой ремонт этот телевизор уже не спасет.
Цена - одна
Двойные цены, указанные на ярлыках во время распродаж, не позволяются новой редакцией закона. На сапожках, например, можно часто увидеть соблазнительную цифру – на сотню гривен меньше от перечеркнутой. Теперь же после уменьшения цены будет указываться только новая цифра с подписью руководителя и печатью магазина. То же и со сроками годности, указанными на этикетке: их запрещено изменять. Эта норма прописана в законодательстве впервые.
Конец “пирамидам”?
Как-то мобильные операторы призывали “привести друга” и получить за это 20 грн. на свой счет. Новый закон запрещает продавцам обещать покупателям вознаграждение или скидку за привлечение других покупателей. Для отрасли сетевого маркетинга этот вопрос насущный. Ведь они и устроены именно так, что скидку или подарок получаешь тогда, когда привлекаешь кого-то в этот бизнес. Другое дело, что проконтролировать многочисленные косметические фирмочки, которые сбывают продукцию “из рук в руки” весьма сложно.
Чем отличается недостаток от существенного недостатка?
Комментарий специалиста
На вопрос относительно новой редакции Закона Украины “О защите прав потребителей” ответил Александр Пушко, заместитель начальника Полтавского областного управления по делам защиты прав потребителей.
– Какие самые главные изменения произошли в отношениях потребитель-продавец с введением в действие нового закона?
– В первую очередь, изменились права потребителя относительно приобретения товара неподобающего качества. Если в старой редакции эти права предусматривались статьей 14, то в новой – статьей 8. Поэтому, при письменных обращениях следует полагаться на эту статью. В соответствии с новыми правилами, в случае выявления недостатков потребитель может требовать:
– пропорционального уменьшения цены;
– беcплатного устранения недостатков товара;
– возмещение расходов на устранение этих недостатков.
Если на протяжение гарантийного срока были обнаружены существенные недостатки или фальсификация товара, потребитель имеет право по своему выбору требовать:
– расторжения соглашения и возвращения оплаченных средств;
– замены товара на такой же или аналогичный товар.
Ранее же потребитель мог требовать это при выявлении любых недостатков, а не только существенных.
– Чем отличается недостаток от существенного недостатка?
– Под недостатком в данном законе понимается любое несоответствие продукции нормам, требованиям, условиям договоров. А существенный недостаток – это такой, который делает вообще невозможным использование товара и который возник по вине производителя, продавца или исполнителя. Существенным недостаток будет считаться тогда, когда:
– он вообще не может быть устранен;
– его устранение требует больше 14 календарных дней;
– он делает товар существенно другим, чем предусмотрено.
– А если недостаток можно устранить меньше, чем за 14 дней?
– Потребитель не сможет требовать возвращения денег или замены товара в случае выявления недостатка товара, который можно устранить на протяжение 14 дней.
Срок, на протяжении которого можно выдвинуть требования относительно продукции без гарантии, будет составлять 2 года (раньше – 6 месяцев), а относительно объекта строительства - 10 лет (раньше - 3 года). Это – приятная новость для потребителя. Единственное, что нужно не забывать – получать чек (товарный или кассовый) о покупке.
Кроме того, гарантийные обязанности содержат в себе все обязательства, предусмотренные рекламой. Если реклама обещает, что стиральный порошок выводит любые пятна без замачивания, то имеете право предъявить претензию, если такого эффекта не произошло. Опять же – главное сохранить рекламный проспект, где фирма в письменном виде об этом заявляет!
– Какие нововведения регламентирует закон?
– В новой редакции предусмотрены права потребителя в случае приобретения им продукции в кредит, в случае заключения договора вне торговых или офисных помещений (например, косметика, книги, которые распространяются сетевым маркетингом), а также в случае заключения договора на расстоянии (например, лотерея). Ранее этих статей в законе не было. Закон пополнился и новой статьей, которая определяет порядок признания недействительными условий договора, которые ограничивают права потребителя.
1 комментар