Цифры государственного бюджета, при их внимательном анализе, способны рассказать о многом. В данном материале мы рассмотрим только одну составляющую бюджета - финансирование силовых ведомств Украины, которое во многом характеризует политический режим государства.
Тенденции сохраняютсяТенденции 2010 года, когда силовые структуры государства, выполняющие внутренние функции, получили больше средств, нежели силовые ведомства, ориентированные на защиту страны от внешней угрозы, в этом году не только сохраняются, но и наращиваются.
Так, несмотря на сокращение расходов на образование, культуру, медицину, научные разработки, финансирование Генеральной прокуратуры в 2011 году выросло почти на 78% и достигло 2,2 млрд. грн. (в 2010 г. – 1,2 млрд. грн., в 2009 г. - 986 млн. грн.). Бюджет Министерства внутренних дел в этом году превысил бюджет Министерства обороны. На потребности МВД в 2011 году будет направлено на 15% больше средств, нежели в минувшем - 13656 млн. грн. (в 2010 г. – 11,8 млрд грн., в 2009 г. – 11,1 млрд грн.). Расходы на Службу безопасности Украины в 2011 г. увеличиваются почти на 20% - до 2,9 млрд. грн. (в 2010 г. – 2,4 млрд. грн.). К этим расходам ещё нужно прибавить миллиарды на финансирование Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний, МЧС, Государственной службы спецсвязи, Управления государственной охраны.
Для ведомств, защищающих и охраняющих властьимущих, несмотря на кризис и сокращение социальных программ, в этом году бюджетных денег не пожалели.
Немного на оборону
Министерство обороны Украины в 2011 году получило бюджет на 4% больший, нежели в прошлом году – 13585 млн. грн. (в 2010 г. – 13,4 млрд. грн.). Но это увеличение лишь номинальное. Если учесть официальный уровень инфляции за год (9,1%), то реальное финансирование Вооруженных сил уменьшилось. На сегодня размер финансирования армии в Украине в 8 раз меньше чем в Польше, в 13 раз меньше чем в Турции, и в 60 раз меньше чем в России.
Начальник Генштаба Вооруженных Сил Украины Григорий Педченко оценил минимальные потребности в финансировании армии в 2011 году в 27 млрд. грн. Минобороны получило вдвое меньше. При этом военное ведомство заявляет, что около 70% из этих средств направит на содержание Вооруженных сил, а 30% - на их развитие. Что подразумевается под этим «развитием» сказать сложно, ведь на закупку и модернизацию вооружения и военной техники планируется выделить лишь 570 млн. грн., хотя изначально в госбюджете на эти цели намеревались направить 1,7 млрд. грн.
Парадно-бумажная армия
В войсках сами офицеры называют современную украинскую армию «УПА» – «українська паперова армія», и добавляют, то она держится исключительно «на скотче». Боевая подготовка в Вооружённых силах проводится преимущественно на бумаге – в виде планов, конспектов и отчётов. И не по вине военных – Минобороны не получает необходимых для этого ресурсов: финансирования, топлива, техники, боеприпасов.
В таких условиях военные ещё умудряются каким-то образом поддерживать в боевой готовности свои части и подразделения. Так, учебно-боевая задача, поставленная кременчугскому 107-му реактивному артиллерийскому полку в сентябре 2008 года на совершение марша в район крымского полигона «Чауда» и проведение там боевых стрельб в акваторию Чёрного моря была успешно выполнена. Полк совершил 800-километровый марш своим ходом, и без единой поломки техники вернулся обратно. Но это были последние масштабные учения полка, вооружённого относительно современной боевой техникой образца 80-х годов прошлого столетия.
В большинстве же своём вооружение и техника украинской армии безнадёжно устарели, а средств не хватает даже на своевременное техническое обслуживание и ремонт того, что осталось в наследство от СССР. В 2010 году в нашей армии было отремонтировано всего 13 истребителей МиГ-29, 3 зенитно-ракетных комплекса С-300, 5 кораблей, и 207 единиц военной техники для Сухопутных войск - в первую очередь вооружение, необходимое для выполнения миротворческих миссий.
Закупка отдельных демонстрационных экземпляров нового вооружения и боевой техники выглядит скорее как исключение из правил и нечто необычное, а не норма, и общее положение дел в армии не меняет. Посещение Президентом Виктором Януковичем авиаполка в Крыму летом минувшего года, когда выяснилось, что боевые истребители полка не могут подняться в воздух, продемонстрировало реальное положение дел в нашей армии. Но, после этого ничего не изменилось – руководство страны ограничилось лишь разговором на заседании СНБОУ.
Свёртывание боевой подготовки привело к тому, что в армии выросло целое поколение офицеров, никогда не принимавших участие в серьёзных учениях, то есть профессионально не подготовленных. Положение дел в какой-то мере спасает участие Украины в миротворческих операциях, но это далеко не решение проблемы. Миротворческие контингенты выполняют скорее военно-полицейскую функцию, а это нечто иное, нежели готовность к выполнению боевых задач по своему прямому предназначению.
Украинская армия пока ещё в состоянии решить две задачи, которые перед ней ставятся, хотя и их выполнение требует колоссальных усилий и поиска ресурсов по всем Вооружённым силам – участие в военных парадах и выполнение немасштабных миротворческих миссий, которые щедро оплачиваются ООН.
Военный конфликт возможен
Перед Украиной стоит угроза участия в вооружённом конфликте, признали в Минобороны Украины. Об этом прямо сказано в Концепции реформирования вооружённых сил страны до 2015 г.
«Основными причинами такой ситуации являются: возникающие между государствами противоречия по вопросам территориального разделения, доступа к энергоносителям и стратегическим природным ресурсам; военно-политическая нестабильность вблизи государственной границы…», – поясняют в Минобороны.
И в тоже время в стране не выделяются средства на Вооружённые силы в том объёме, который позволяет создать хотя бы видимость обороноспособности в условиях внеблокового статуса Украины. Отказ от вхождения в НАТО поставил крест на какой-либо возможности получить гарантии безопасности в будущем при немногочисленных Вооружённых силах. В этих условиях Украина должна была бы резко увеличить военные расходы и численность армии, начиная с 2011 года. Но, Концепцией на период до 2015 года предусмотрено дальнейшее сокращение законодательного порога оборонных расходов - до 1% от ВВП (когда-то было 3%, затем сократили до 2% от ВВП). Сокращается численность Вооружённых Сил, провозглашено, что они продолжат избавляться от лишнего вооружения и военной техники, объектов инфраструктуры, и при этом поставлена задача «достичь высокого уровня готовности к выполнению возложенных задач, оснастить исправными и частично модернизированными образцами вооружения и военной техники». О закупке новых образцов вооружения в Концепции стыдливо умалчивается.
Внеблоковый статус Украины, провозглашённый в минувшем году, предполагает наличие сил, достаточных для круговой обороны или хотя бы реагирования на военные угрозы со всех направлений, а также расчёт исключительно на собственные Вооружённые силы в случае возникновения вооружённого конфликта. В этом – главное условие внеблоковости. В то же время, по оценке военных экспертов, сегодня целые регионы Украины не имеют ни единой воинской части (Донецкая, Луганская, Харьковская области, большая часть приграничных областей с Румынией), таким образом, оголены важные стратегические направления. Лишь часть воздушного пространства страны фрагментарно прикрыты системой ПВО. О «боеготовности» украинской военной авиации и ВМС, после рассмотрения на заседании СНБОУ стало известно всем.
Армию сокращают
Согласно этой же Концепции, до 2015 года численность Вооружённых сил Украины уменьшится на 40 тыс. человек. В конце минувшего года Минобороны заявило, что в течение 5-ти лет Вооружённые силы будут сокращены с 200 тысяч до 160 тысяч человек, или на 20%. Сокращаются боевые части и подразделения, в том числе полностью расформировывается один армейский корпус. И это притом, что украинская армия за последнее десятилетие буквально обросла неэффективными управленческими структурами, которые плодят приказы, директивы, распоряжения, всеми силами доказывая необходимость своего существования.
По словам знакомого офицера, служащего в войсках, число письменных распоряжений и приказов, которые поступили в его воинскую часть за минувший год, превысило цифру в 10 тысяч. Чтобы просто прочитать весь этот ворох ежедневных указаний многочисленных старших начальников командиру не хватает рабочего дня. А ведь в каждом требуется ещё что-то сделать, и непременно доложить о выполнении.
Впрочем, украинская армия самопроизвольно сокращается и без планов правительства из-за постоянного ухудшения социального статуса военнослужащих, низкого уровня денежного содержания, неспособности государства решить жилищный вопрос. На сегодня в Вооружённых силах Украины порядка 10 тысяч вакантных офицерских должностей, и это – лишь начало повального бегства, поскольку многих желающих уволиться сдерживает заключённый контракт. Зарплата офицера в 2-3 тысячи гривен при огромном уровне ответственности и напряжённости службы на сегодня не является привлекательной. А объявленное в конце минувшего года повышение денежного содержания для военнослужащих в среднем на 400-500 грн., на поверку выявилось лишь дополнительной премией Министра обороны, которую он может в любое время отменить, и которая не входит в расчёт будущих пенсий.
К вопросу о пенсиях военнослужащих – они в Украине не повышаются уже четвёртый год подряд, несмотря на то, что инфляция за это время превысила 150%, то есть реальная покупательная способность этих пенсий за последние три года снизилась в полтора раза. В Кременчуге, как и в Украине в целом, не единичными стали случаи перехода военных пенсионеров, после достижения 60-летнего возраста, на гражданские пенсии. И не удивительно, ибо пенсия офицера в зависимости от воинского звания, должности и выслуги лет колеблется в пределах 1200-2500 грн. Пенсия госслужащего, да и многих работников промышленных предприятий, куда выше. А пенсия офицера милиции, СБУ или других силовых ведомств, в среднем в 2-3 раза выше пенсии армейских офицеров.
Объявленная в конце прошлого года пенсионная реформа (повышение "пенсионной" выслуги офицеров до 25 лет и выплата пенсий военнослужащим только по достижению ими 60-летнего возраста) привела к ускорению увольнения из армии наиболее опытных и подготовленных специалистов. И хотя в последних редакциях пенсионной реформы от последней «новации» решили отказаться, своё «чёрное» дело эти предложения правительственных «реформаторов» сделали. Офицеры осознали, что их и без того куцые социальные права и привилегии урежут если не в этом году, так в следующем.
Местонахождение главного «врага» определено
Приоритеты в финансировании силовых ведомств Украины очевидны. Государство, в лице правящего режима, чётко определило, что главный враг находится внутри страны. Второй майдан ноября 2010 года только укрепил это убеждение нынешних правителей. Властьимущие боятся собственного народа намного больше, чем потенциальных агрессоров и захватчиков. К борьбе с этим «врагом» усиленно готовятся репрессивные органы и силовые ведомства, которые призваны стать опорой нынешней власти. На их подготовку бюджетных денег не жалеют.
Лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк по поводу госбюджета 2011 года заявил: «Я назвал бы этот бюджет реформистским бюджетом прокурорско-полицейского государства». С этим мнением трудно не согласиться.
Виктор Михайчук
11 комментарів