Сегодня на пленарном заседании ХІІІ сессии Кременчугского городского совета депутаты приняли решение «Об обращении депутатов Кременчугского городского совета Полтавской области к Министру образования и науки Украины Л.М. Гриневич» о необходимости разрешения кризисной ситуации с финансированием профессионально-технического образования.
ОБРАЩЕНИЕ
депутатов Кременчугского городского совета Полтавской области
к Министру образования и науки Украины Л.М. Гриневич
депутатов Кременчугского городского совета Полтавской области
к Министру образования и науки Украины Л.М. Гриневич
Депутаты Кременчугского городского совета Полтавской области VII созыва глубоко обеспокоены тем, что ситуация в системе профессионально-технического образования является чрезвычайно сложной в связи с принятием 24 декабря 2015 года нового бюджетного законодательства в части финансирования профессионально-технических учебных заведений, в частности законов, которые вступили в силу с 1 января 2016 года:
- Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год», №928-VIII от 25 декабря 2015 года;
- Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины», №914-VIII от 24 декабря 2015 года;
- Закон Украины «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины», №911-VIII от 24 декабря 2015 года.
Ситуация осложняется отсутствием чётко спланированных, организационно и методически обеспеченных действий властных структур, направленных на реализацию норм нового бюджетного законодательства в части профессионально-технического образования – от органов местного самоуправления и администраций Кабинету Министров Украины.
Статья 27 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год», в частности, обязала Кабинет Министров Украины до 1 января 2016 года обеспечить передачу в установленном порядке расходов на подготовку рабочих кадров в профессионально-технических и других учебных заведениях на финансирование из местных бюджетов и принять меры по модернизации сети профессионально-технических учебных заведений с учётом необходимости их укрупнения и осуществления подготовки рабочих кадров в соответствии с потребностями региона и рынка труда, использования потенциала таких учебных заведений для осуществления подготовки и переподготовки незанятого населения, не допустив при этом их закрытия или перепрофилирования в течение 2016-2018 годов, а также сокращения численности работников не более 10% ежегодно.
На выполнение статьи 89 Бюджетного кодекса Украины, Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» расходы на подготовку рабочих кадров в профессионально-технических учебных заведениях, расположенных в городах областного значения, передаются на финансирование местных бюджетов. Статьёй 90 Бюджетного кодекса Украины предусмотрено осуществление расходов на содержание профессионально-технических учебных заведений, которые расположены на территории области, за счёт средств областного бюджета.
В Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине» механизм изменений в деятельности ПТУЗ, согласно которому местная власть делает заказ на специалистов в соответствии с потребностями региона, не прописан.
Закон Украины «Об образовании» и Закон Украины «О профессионально-техническом образовании» не содержат определения «региональный заказ», в них законодательно утверждена норма формирование контингента профессионально-технических учебных заведений по государственному заказу.
Министерством образования и науки Украины разработаны рекомендации, указания, разъяснения относительно государственного (регионального) заказа на подготовку специалистов.
Также существует ещё одно противоречие в организации работы в системе профессионально-технического образования: училища финансируются из бюджетов городов областного значения, районных бюджетов, бюджетов объединённых территориальных общин, а подчиняются – департаментам образования и науки областных государственных администраций. Это приводит к юридическим коллизиям и бюрократическим препятствиям.
В настоящее время нет единой организации, которая согласовывала и регулировала бы процесс подготовки рабочих кадров, координируя действия учреждений разного рода подчинения.
Учитывая изложенное, просим Вас решить вопрос о кризисной ситуации с финансированием профессионально-технического образования и предоставить разъяснения, в частности:
- разделение финансирования профессиональной подготовки между государственным и региональным заказом;
- механизм заказа на подготовку кадров в ПТУ и порядок финансирования подготовки кадров в ПТУ для нужд экономики всего государства и ПТУ на уровне региональных рынков труда, в том числе возможных путей компенсации местным бюджетам на обучение жителей других городов и посёлков;
- каким образом должно осуществляться управление профессионально-техническими учебными заведениями;
- на основании каких документов распределены полномочия между Министерством образования и науки Украины, областными и городскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в части организации и обеспечения надлежащего функционирования профессионально-технических учебных заведений.
Кроме того, предлагаем:
- предусмотреть создание кардинально новых по сути органов управления профессиональным образованием на местах, которые действовали бы в интересах ПТУЗ, аккумулировали и распределяли бы многоканальное финансирование процесса подготовки квалифицированных рабочих в регионе;
- после принятия проекта Закона Украины «О профессиональном образовании» предусмотреть в нормативно-правовой базе новый Порядок трудоустройства выпускников профессионально-технических учебных заведений, подготовка которых проводилась бы как по государственному заказу, так и по региональному заказу, с обязательной отработкой выпускниками ПТУ, которые направляются на работу к заказчикам соответствующего срока (от 2-х до 3-х лет) по месту трудоустройства.