В соответствии с Конституцией Украины (ст. 40) все имеют право направлять индивидуальные, коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. Органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации независимо от формы собственности, рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан, в соответствии с их компетенцией согласно Конституции Украины и Закона Украины «Об обращениях граждан».
Руководители и другие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от формы собственности, объединений граждан, предприятий, обязаны проводить личный приём граждан.Приём граждан по личным вопросам проводится руководством согласно утверждённых графиков. Выездные приёмы граждан по месту их работы и проживания проводятся в удобное время для жителей согласно утверждённых графиков приёма. Графики приёма доводится до сведения граждан через средства массовой информации.
Порядок приёма граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, объединениях граждан, на предприятиях определяется и утверждается их руководителями. Личную ответственность за организацию приёма и рассмотрения заявлений и жалоб граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях несут их руководители.
В соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан» каждый вид обращений: предложение, заявление, жалоба, существенно отличаются друг от друга по своей направленности и юридической характеристике. В процессе работы с обращениями граждан и при их анализе это обстоятельство имеет важное значение. Разный и подход к рассмотрению предложений, заявлений, разные сроки рассмотрения, порядок выполнения и тому подобное.
В Законе Украины «Об обращениях граждан» раскрывается содержание понятий “предложение”, “заявление”, “жалоба”. Характеризуя эти виды обращений, следует заметить, что если предложение (совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти) и заявление (о предоставлении жилой площади, перевода на другую работу и тому подобное) как правило, не связанные с нарушением прав и интересов граждан, которые охраняются законом, то в жалобе всегда указывается на нарушение прав или интересов граждан, которые охраняются законом.
В Законе Украины «Об обращениях граждан» есть термины “право граждан” и “законный интерес”. Нужно иметь в виду, что это разные категории. Право (на труд, здравоохранение и тому подобное) при наличии определённых условий должно быть удовлетворено, потому что этим правом гражданин наделён государством в установленном порядке. Законный интерес защищается государством, но он не превращён государством в право по экономическим, техническим или другим причинам (недостаточный уровень производства, отсутствие организационных возможностей и тому подобное) не всегда позволяют полностью удовлетворить заявления граждан.
При решении обращения относительно удовлетворения законного интереса остаётся пространство для усмотрения должностного лица в процессе принятия решения, учитываются фактическая возможность, целесообразность, семейное и материальное положение гражданина, который обратился и некоторые другие факторы.
Следуют иметь в виду, что не являются жалобой, предложением, заявлением деловые письма государственных органов, общественных организаций или должностных лиц, обусловленные компетенцией. Регистрация этой корреспонденции ведётся отдельно от регистрации обращений граждан.
Коллективными обращениями следует считать обращения от двух и более лиц, а также обращение одного лица по поручению коллектива. Коллективные обращения рассматриваются на одинаковых основаниях с индивидуальными. Вместе с тем, полностью понятен интерес государственных органов к таким обращениям, которые выражают мнение коллектива или группы граждан.
Если предложение, заявление рассматриваются именно теми государственными органами и должностными лицами, которые наделены соответствующими полномочиями, жалоба должна рассматриваться органами или должностными лицами вышестоящими по отношению к органам и лицам, действия которых обжалуются.
В Законе Украины «Об обращениях граждан» чётко подчёркнута статья 7 “Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия и решения которых обжалуются”. Поскольку на практике известны факты нарушения этой нормы, на её чёткое выполнение следуют обратить особое внимание.
Предложения, заявления, жалобы по вопросам решение которых не входит в полномочия данного органа, не позже чем в пятидневный срок посылаются за принадлежностью, о чём обязательно сообщается заявителю.
Заявления (ходатайства), предложения, жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны, рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий, лично.
Гражданин при рассмотрении заявления и жалобы имеет право:
- лично изложить аргументы лицу, которое проверяло заявление или жалобу, принимать участие в проверке поданной жалобы и заявления;
- ознакомиться с материалами проверки;
- подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу;
- присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;
- пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;
- получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;
- выражать устно или в письменном виде требование относительно соблюдения тайны рассмотрения заявления или жалобы;
- требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.
Для решения предложений, заявлений и жалоб граждан Законом Украины «Об обращениях граждан» установлены следующие сроки:
- не более одного месяца такие, которые нуждаются в дополнительном изучении и проверке;
- в других случаях - безотлагательно, не позже 15 дней со дня их получения государственным, общественным органом, предприятием, учреждением, организацией, которые обязаны решить вопрос в сущности;
- в случаях, когда для решения заявления или жалобы необходимо провести специальную проверку, вытребовать дополнительные материалы или принять другие меры, сроки решения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, о чём сообщается лицу, которое подало обращение. При этом общий срок решения вопросов, нарушенных в обращении не может превышать сорока пяти дней.
По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращён от установленного Законом Украины «Об обращениях граждан». Обращения граждан, которые имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.
Обращаю внимание граждан на то, что в обращении должно быть указано:
- фамилия, имя, отчество;
- местожительство гражданина, номер телефона;
- изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования.
Письменное обращение отправляется по почте или может быть передано гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством.
Обращение может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное). Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты.
К обращению добавляются имеющиеся у гражданина решения или копия решений, которые принимались по его обращениям ранее, а также другие документы, необходимые для рассмотрения заявления, которые после его рассмотрения возвращаются гражданину (по его желанию).
Заведующая отделом по работе с обращениями граждан горисполкома Л.П. Илюхина