19:11 Неділя 0 2 162
19:11, Неділя, 9 травня 2010

От Кременчуга до Берлина

Николай Иванович Дорошенко. Фото poltava.pl.uaКоренной кременчужанин Николай Иванович Дорошенко считает себя счастливым человеком, ведь он выжил на той, самой страшной войне человечества. Восемнадцатилетним пареньком он начал войну, а закончил в 22 года — уже капитаном, командиром танковой роты. «В мае 1941 года я окончил ремесленное училище и стал фрезеровщиком на кременчугской суконной фабрике. Обрёл самостоятельность, как говорили тогда, стал рабочей "жилкой"», — рассказывал Николай Иванович.
Он мало в то время думал о предчувствиях надвигающейся войны. Например, про пакт «Молотова-Риббентропа», зато знал, что Красная Армия разбила японцев на озере Хасан и Халхин-Гол. Особо партийные работники рассказывали фабричной молодёжи про «силу немецкого пролетариата». Она, мол, непременно должна ударить с тыла по фашистскими агрессорам.

Речь Сталина, нас очень мобилизовала, а вот выступление Молотова большого впечатления не произвело

22 июня 41-го на фабрике с самого утра забегали с встревоженным видом парторги и начальство, а в обед всех собрали возле проходной — по радио выступал Молотов. Николай Дорошенко хорошо запомнил ту речь: «Он говорил о нападении Германии, о том, что враг будет разбит, но речь Молотова нас отнюдь не мобилизовала. Как-то всё растерянно и блекло, вроде там, наверху, и не знают, что дальше делать».

Кременчуг зажил военной жизнью. Вскоре стали понимать, что враг может дойти и до Днепра. 3 июля к народу обратился Сталин. В Кременчуге словам вождя «внимали», слушая их около репродуктора на улице Ленина. Рабочий Дорошенко вместе с огромной массой горожан вслушивался в каждое слово Сталина: «Мы ждали чёткого рассказа о положениях на фронтах, оценке событий, об отступлении и потерях. Сейчас можно всем и вся говорить, что Сталин был растерян, не сказал правды и т.д. и т.п. Но тогда мы не "страшной правды" хотели, а веры в Победу, что она таки будет за нами. И Сталин эту веру дал, дал мобилизацию усилий всей страны. С присущей ему твёрдостью и жестокостью».

В конце июля в городе сформировали дивизию народного ополчения из безусых юнцов и людей, не попавших под призыв из-за возраста или здоровья, а также временной брони. Николай Дорошенко записался добровольцем. Уже в начале августа к городу приближались лучшие дивизии вермахта — 1-я танковая группа фон Клейста. На подступах к Кременчугу, на Деевской горе ополченцы встретили моторизованную дивизию СС «Викинг» и 13-ю танковую дивизию. Бой длился несколько дней — из трёх тысяч кременчужан больше половины погибло: «Когда я прихожу на обелиск "Острая могила", поставленный в честь погибших ополченцев на месте сражения, я не могу сдержать слёз, многих ребят я знал, мы работали и воевали вместе. За те три дня жизнь перевернулась для нас, мы попали в кромешный "огненный ад", из которого многие не вернулись. Тяжело это. Вам, наверное, не совсем понятно моё волнение...».

Раненый Николай Дорошенко сумел перебраться на левый берег Днепра и дальше продолжил воевать в составе 297-й стрелковой дивизии, оборонявшей, а потом отступавшей от Кременчуга к Харькову. После второго ранения и госпиталя, солдат Дорошенко попал в танковое училище, а оттуда командиром Т-34 — во 2-ю танковую армию, которая только формировалась.

С «Тигром» надо сражаться на близкой дистанции? А как к нему подобраться, ведь они нас расстреливали на расстоянии больше километра?

На Курской дуге 2-я танковая армия выполняла оборонительную задачу, из засад да капониров: «Танк, ребята, скажу я вам — это ж «гроб с музыкой». Считаю, себя везунчиком: горел-то «всего» раза два, а подбитых машин штук 5 было. У немцев как раз появились перед Курской дугой «тигры» и «пантеры», и наши Т-34 стали передвижной мишенью. Нас учили подходить на близкое расстояние, чтобы подбить эту махину, а поди ж ты подберись — они нас с километровой дистанции расстреливали. Правда, на Курской дуге дым и пылище сражения давали возможность прикрыться такой «завесой». А уже сблизка надо было быстро сориентироваться и первому точно выстрелить в моторный отсек «тигра» или «пантеры». Мы в экипаже буквально молились на механика-водителя, чтобы умело вывел из-под огня или на цель. А от меня, командира танка, зависело правильно направить его рулёжку».

Зачистка Берлина

После Курска пошла Украина, 2-я танковая прорвалась через Днепр к Кировограду, по пути встал Корсунь-Шевченковский «котёл», где танк Николая Дорошенко, в составе подвижной группы, подавил две противотанковые батареи и вдоволь прошёлся по немецким тылам — за что весь экипаж был отмечен наградами. Потом на запад — Житомир, Винница, Старая Русса, далее Польша, Чехословакия и Германия: «Людей у нас косило по страшному, наверное, оттого меня и поставили командиром танкового взвода, а в 1944-м — роты, звание старшего лейтенанта присвоили. Но равенство среди танкистов исключало какую-то показную начальственность — сражаться и гореть всем вместе приходилось. Тут братство и взаимовыручка — главные составляющие. В экипаже и роте у меня воевали ребята разных национальностей, но чтобы какие-то междоусобицы? Нет, не было такого».

В Европу советские танкисты вступали на новых Т-34 — с новой башней, более мощным орудием. 2-я танковая армия буквально перепахала на них всю Европу. Танковая рота Николая Дорошенко помогала пехоте в Польше и Чехословакии, за что на груди молодого офицера засветились новые награды — ордена Славы, Красной Звезды, медали разных рангов. А последней операцией стала буквальная «зачистка» Берлина в конце апреля — начале мая 1945 года: «Наши танковые части несли большие потери в этом громадном городе. Вторая гвардейская танковая армия имела опыт уличных боёв в Польше и Чехословакии. Поэтому в конце апреля нас перебросили к Берлину».

В последнем сражении Великой Отечественной танковая рота Николая Дорошенко прошла по Берлину с тяжёлыми боями: «Было жутко погибнуть в последние дни, часы войны, но тогда об этом не особо думали. Горели Т-34, гибли танкисты, но долг мы свой выполнили до конца. 2 мая добили группировку эсесовцев в районе берлинского вокзала и на этом война для нас закончилась. Немцы начали массовую сдачу. После подписания капитуляции в ночь с 8 на 9 мы гуляли дня три. Даже фотографировались. Вот эта старая карточка и осталась у меня на память от тех времён, незабываемых, жестоких и по-настоящему героических. Всех с Победой!».

Николай Тарасенко
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----