В одну из пятниц, в десять утра, корреспондент “Телеграфа” ехал маршруткой №16. Возле стоматологической поликлиники, что на набережной, в маршрутку сел пожилой мужчина - ветеран, участник боевых действий. Показал удостоверение и спросил, есть ли свободное льготное место? Водитель буркнул: есть – маршрутка была практически пустая. Старик сел. А дальше началась публичная экзекуция.
Водитель сразу заявил, что довезет ветерана только до рынка – там пусть выходит, а на его место сядут пассажиры, которые платят! Старик согласился. Но водитель на этом не успокоился. Он поинтересовался, почему это старик вообще лезет в маршрутку? Почему не идет на троллейбус? Дед объяснил, что до троллейбуса далеко, а у него болят ноги. До троллейбуса действительно было далеко – что на конечную остановку первого номера, что до центра, на третий маршрут.Казалось бы, все выяснили – можно и замолчать. Но водитель продолжал митинговать. Он рассказал, что исключительно по доброте душевной повез старика. Что ему план нужно делать, а нахальные льготники катаются бесплатно! Потом объявил, что он вообще никаких льготников возить не обязан! Потом добавил, что должен возить только инвалидов первой группы и инвалидов войны! И, чтобы было видно, что инвалид!
Слушать все это было мерзко. Пришлось выйти на несколько остановок раньше. Но пока идешь, есть время подумать. Ну, то, что водитель по полной программе “опустил” льготника, – да еще и при зрителях - это понятно. Здесь и думать не нужно. Но почему водитель заявил, что обязан возить только инвалидов – таких, “чтобы было видно, что инвалид”? Неужели городская власть утвердила новые правила перевозок?
Об этом мы спросили начальника транспортного отдела горисполкома Кургаева. Он объяснил, что никаких новых правил никто не утверждал. Между горисполкомом и владельцами маршрутных такси существует соглашение о выделении одного бесплатного места представителю льготных категорий – всех законных льготных категорий, а не только очевидным инвалидам. Перевозя одного льготника за поездку, водитель маршрутки действительно теряет одну гривну. Но только на таких условиях владельцы маршрутов получили право на осуществление перевозок.
Здесь у нас возник другой вопрос: почему маршрутчикам не компенсируют затраты на перевозку льготников? Ведь троллейбусное управление и КТП–15307 получают государственные субвенции за перевозку льготников. Господин Кургаев объяснил, что право на государственную субвенцию имеют лишь транспортные предприятия, которые перевозят пассажиров по фиксированным тарифам, утвержденным в области. Так, КТП–15307 возит людей по цене 60 копеек, а троллейбусное управление – по 40. Маршрутчики же отказываются возить пассажиров по фиксированным тарифам, утвержденным областью. Поэтому и государственных субвенций не получают. А в местном бюджете нет средств на выплату компенсации за перевозку – ведь по городу ездит 300-350 микроавтобусов (для сравнения: троллейбусов на маршрут выходит около 20-ти).
С субвенциями все понятно. Осталось выяснить самое главное – как сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы? Пардон, пардон, чтобы маршрутчики денег не теряли, и над льготниками не издевались.
Начальник транспортного отдела горисполкома сообщил, что и городская власть в целом, и он лично, видят только один выход – выпустить на городские маршруты вместо маршрутных такси средние и большие автобусы – “которые бы и детей пропускали, и пенсионера на остановке не задавили, не подрезали бы друг друга и не устраивали авторалли! Не засоряли маршруты, по которым ходят троллейбусы. А, самое главное, возили бы людей по фиксированным тарифам”.
Этих льготников должны перевозить маршрутчики (на городских маршрутах):
- ветераны Великой Отечественной войны (которые имеют статус участника боевых действий, участника войны, инвалида войны, а также лиц, на которых распространяются льготы, ветеранов ВОВ – вдовы и жены ветеранов ВОВ);
- ветераны труда;
- лица, которые имеют особые трудовые заслуги (Герои труда);
- жертвы нацистских преследований (малолетние и несовершеннолетние узники лагерей и гетто, бывшие узники лагерей и гетто и жены умерших узников);
- ветераны военной службы;
- ветераны органов внутренних дел;
- ветераны государственной пожарной охраны;
- граждане, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы;
- инвалиды Советской Армии;
- дети войны;
- реабилитированные;
- пенсионеры по возрасту.
(По информации начальника отдела персонифицированного учета получателей льгот госпожа Пономаренко (Крюкивский административный район)
Кременчугский Телеграф