Силовые ведомства в Украине финансируются из государственного бюджета. К таковым относится Минобороны, МВД, СБУ, МЧС, Генпрокуратура, Управление государственной охраны, Государственная пограничная служба, Госдепартамент по вопросам исполнения наказаний, Государственная служба спецсвязи, а также ГУР Минобороны и Служба внешней разведки. Большинство этих ведомств нацелены на решение внутренних проблем государства. Лишь Минобороны, пограничная служба и разведслужбы решают задачи защиты страны от внешнего воздействия. Какие же силовые структуры пользуются приоритетом при распределении средств государственного бюджета в Украине?
Кого государство хорошо «кормит»Минувший год стал знаменателен тем, что расходы Министерства внутренних дел Украины впервые существенно превысили расходы Министерства обороны. В 2009 году МВД получило на свою деятельность почти 11,2 млрд. грн., увеличив расходы на 12% по сравнению с предыдущим годом. Причём, из общего фонда госбюджета министерству выделили 8,36 млрд. грн.
В то же время бюджет Минобороны в 2009 году планировался на уровне 11,6 млрд. грн., из которых только 7,4 миллиарда обеспечивались из общего фонда, а 4,2 млрд. грн. было заложено в спецфонд, и армия, по сути, должна была их заработать, продавая излишек военного имущества. Так как продавать армии уже давно нечего, то такую сумму Минобороны заработать не смогло. В результате, военное ведомство в 2009 году суммарно получило лишь 8,3 млрд. грн. бюджетных денег.
Таким образом, МВД в прошлом году было профинансировано почти на 3 млрд. грн больше, чем армия.
Все средства на защиту… властьимущих
Что говорит об этом соотношении госбюджет 2010 года? В текущем году тенденция не только сохраняется, но и усугубляется. Министерству обороны на содержание армии, закупку вооружения и боевую подготовку запланировано выделить 8,8 млрд. грн. из общего фонда госбюджета, что не намного больше прошлогодних показателей, и 4,6 млрд. грн. из спецфонда, которые, скорее всего, не будут обеспечены в силу вышеназванных причин.
МВД выделяется 9,8 млрд. грн. (рост на 17%) из общего фонда и 2,1 млрд. грн. из спецфонда госбюджета. Суммарно это несколько меньше, чем Минобороны, но ключевая цифра, которая обычно выполняется – статья расходов из общего фонда, а она у МВД на целый миллиард гривен больше.
Тут следует учесть, что внутренние функции в государстве возложены не только на МВД, но и на другие силовые ведомства. Они все вместе из госбюджета в 2010 году получат ещё около 10,8 млрд. грн. Из этой суммы: МЧС – 4 млрд. грн., Госдепартамент по вопросам исполнения наказаний – 2,46 млрд. грн., СБУ – 2,43 млрд. грн., Генпрокуратура – 1,2 млрд. грн., Государственная служба спецсвязи – 412 млн. грн., и Управление государственной охраны – 245 млн. грн.
На выполнение внешних функций, государство кроме финансирования Минобороны направляет дополнительно чуть более 2,6 млрд. грн., выделяя Государственной погранслужбе – 1,9 млрд. грн., Главному управлению разведки МОУ – 388 млн. грн. и Службе внешней разведки – 391 млн. грн.
Признаки полицейского государства налицо
Итого выходит, что блок силовых ведомств государства, выполняющих внутренние функции, суммарно получает 22,7 млрд. грн., а силовые ведомства, ориентированные на внешние функции – 16 млрд. грн. (с учётом ничем не обеспеченных 4,6 млрд. грн. Минобороны со спецфонда). А это – одна из определяющих черт полицейского государства, когда силовые ведомства, имеющие главной задачей охрану государства от собственных граждан, получают больше, чем армия, пограничники и разведка, защищающие страну от внешних врагов. При этом «охрану государства» следует понимать, прежде всего, как охрану властьимущих и их огромных активов, которые они накопили за 19 лет независимости Украины, ловко приватизировав бывшую общенародную собственность.
Неужели государственная власть в Украине опасается собственного народа больше, нежели потенциальных агрессоров и захватчиков? Пример Киргизии так напугал наших высших госчиновников и парламентариев, что ставка в этом году сделана однозначно на укрепление репрессивного аппарата государства?
И это ещё не всё
Если же к этому добавить ещё и средства на непосредственное обеспечение деятельности властьимущих, то эти цифры значительно увеличатся. Так, финансирование деятельности Президента, парламента и правительства в 2010 году превысит 2,2 млрд. грн. (в 2009 г. – 1,8 млрд. грн.). По этому показателю Украина уже, можно сказать, «преодолела кризис» — затраты на содержание властных институтов вернулись на докризисный уровень.
Из этих средств на функционирование Государственного управления делами, которое обеспечивает президентскую вертикаль власти, госбюджетом предусмотрено 1,05 млрд. грн. против 817 млн. грн. прошлого года. Расходы на финансирование деятельности Верховной Рады увеличатся до 875 млн. грн. против 758 млн. грн. в минувшем году, и Кабинета Министров – до 317 млн. грн. против 281 млн. грн.
Финансирование местных органов власти – дополнительная статья расходов, размер которой до принятия местных бюджетов определить невозможно.
Немножко «мытарям»
Чтобы расходовать все эти миллиарды, их нужно кому-то собирать в казну государства. Поэтому в госбюджете заложено щедрое финансирование работы Государственной налоговой администрации – 4,8 млрд. грн. (это больше, чем половина бюджета МВД или всего бюджета МЧС), и Государственной таможенной службы – 1,5 млрд. грн. Таможенники и «мытари» во всех государствах и при любом строе всегда были в почёте у правителей. Так же как и судьи. На функционирование Государственной судебной администрации в госбюджете спланировано 2,5 млрд. грн. Да ещё дополнительно 330 млн. грн. на обеспечение работы специализированных высших судов и Конституционного суда Украины.
О «народе» тоже не забыли
Не все деньги в госбюджете идут на обеспечение власти и её защиту. Выделяются средства и для «народа». Так на Министерство здравоохранение в госбюджете 2010 года заложено 6,7 млрд. грн., из которых по общему фонду проходит лишь 5,4 млрд. Немного, но на зарплату медперсоналу и энергоносители должно хватить. Все же остальные нужды финансироваться будут как обычно — за счёт больных.
На потребности Министерства образования заложено больше – 15,4 млрд. грн. в общем фонде и 4,9 млрд. грн. в спецфонде, которые министерство должно заработать самостоятельно. Учебным заведениям, как и в прошлые годы, выживать придётся на «благотворительные» взносы родителей.
Министерство культуры и туризма получит в этом году на всю культуру вместе с туризмом аж 1,7 млрд. грн. А Министерство труда и соцполитики – 4,5 млрд. грн. Негусто, но на пособия и субсидии малоимущим и льготникам, якобы должно хватить.
Главное всё правильно объяснить
Чтобы народ не возмущался, ему нужно всё правильно объяснить. И в этом роль телевидения трудно переоценить. Властьимущие заранее позаботились о том, чтобы сосредоточить в своих руках все центральные телевизионные каналы. «Интер» контролирует глава СБУ и олигарх по совместительству Валерий Хорошковский, вместе с главой Администрации Президента Сергеем Левочкиным. ICTV, СТБ, и Новый канал принадлежат Виктору Пинчуку – зятю экс-президента Леонида Кучмы. 1+1 недавно прикупил известный олигарх Игорь Коломойский, а «ТРК Украина» — собственность Рината Ахметова, влиятельного спонсора Партии регионов и самого богатого человека Украины. Владелец «5 канала» Пётр Порошенко пока не при власти, но это, думается, ненадолго.
Принимая во внимание акценты, расставленные нынешней властью в госбюджете, на вопрос, поставленный в заголовок статьи, ответ можно дать скорее утвердительный. При всём этом, похоже, что мы всё больше и чаще будем смотреть по телевизору сюжеты о невиданном расцвете демократии в Украине.
Виктор Михайчук