Литр самой популярной среди украинских водителей марки бензина А-95 с начала этого года подорожал в среднем на 30%. Такой скачок цен на стелах отечественных АЗС подтолкнул местных «дельцов» к активному насыщению рынка фальсификатом. По информации участников рынка, в Украине качественный бензин практически не производят, большую часть импортируют, поэтому около 25-30% местного рынка заполонило «бодяжное» топливо.
Как сообщили в Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребстандарт), в I полугодии 2011 года было проверено 602 АЗС, нарушения обнаружены на 406 заправках (67%). При этом в прошлом году из проверенных чиновниками 1125 АЗС недостатки были найдены у 722 (64%).Стоит отметить, что Госпотребстандарт слабо справляется со своей задачей. Это связанно в первую очередь с количеством объектов. К примеру, только у группы «Приват» бизнесмена Игоря Коломойского около 1,5 тысячи АЗС. В Госпотребстандарте пожаловались, что проверить все АЗС не могут, поскольку в бюджете недостаточно средств. К примеру, на проверки во II полугодии 2011 года комитету выделили всего 1,7 млн. грн.
Фальсифицированная атака
Как сообщил генеральный директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, больше 25% всего бензина в Украине является фальсификатом. В частности, по словам эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, практически 90% украинских производителей топлива изготавливают «бодяжное» топливо.
«Схема простая. Есть ресурс для фальсификата — нефть, которую получают путём незаконной добычи, и которую завозят контрабандой из России. Потребители — мини-заводы и большие заводы. Официальных мини-заводов в Украине приблизительно 100, а неофициальных — 300», — рассказал господин Корольчук.
Как известно, тема бензинового фальсификата для рынка топлива Украины не нова. В 2009 году существовала схема, по которой «Укртатнафта», подконтрольная «Привату» и «Нефтегазу Украины», наладила производство и реализацию экспериментального топлива КБ-92 и КБ-95 — компоненты бензина, которые с помощью добавок доводились до ГОСТа. Данную продукцию в документации обозначали, как произведённую согласно новым техническим стандартам (специально были утверждены технические условия). При этом ставка акцизного сбора с продажи производимых нефтепродуктов была намного ниже — всего 20 евро за тонну вместо 110. Таким образом, госказна недополучила приблизительно 550 млн. гривен.
Однако летом 2010 года Кабинет министров распорядился отменить госрегистрацию ТУ на КБ-92 и КБ-95, что сделало невозможным дальнейшее производство этого «полубензина».
Сегодня для повышения октановых величин в низкокачественный продукт предприниматели добавляют бензол, получаемый на коксохимических предприятиях, железосодержащие присадки и ароматические углеводороды.
В моде «алкогольный» бензин
Кроме того, дельцы вывели новую формулу бензина с добавлением спирта, что освобождает их от уплаты акцизов.
«В последнее время пришла другая беда — в качестве октаноповышающей добавки недобросовестные производители научились добавлять спирт. Помимо отвратительных эксплуатационных характеристик, такой бензин называют экологическим и не уплачивают за него акцизный сбор», — отмечает Куюн.
Использование данного топлива приводит к образованию нагара и ускоряет процесс коррозии топливной системы. Обычно после такого бензина в двигателе ломаются кольца, перегородки, перестаёт нормально закрываться клапан. Топливный насос, форсунки, свечи зажигания, катализатор, лямбда-зонд — эти детали первые в очереди на замену.
Спиртную «бодягу», прежде всего, можно встретить на мелких автозаправках, которые гонятся за лёгкой прибылью.
«Мелким сетям сложно конкурировать с мощными игроками, поэтому именно они падки на различные авантюры, сулящие запас прочности по прибыли. К тому же, клиенты таких АЗС — неприхотливые владельцы промышленного транспорта, которые тоже хотят сэкономить и не сильно требовательны к качеству», — отмечает Куюн.
С другой стороны, господин Корольчук уверен, что именитые игроки рынка также могут обманывать потребителя. Поэтому приезжая на заправку, водителям не следует забывать, что они вправе потребовать паспорт качества бензина.
«Хотя не проблема подделать или купить документы, согласно которым ваш бензин будет выглядеть абсолютно официальным», — предостерегает эксперт.
Примечательно, что государство в некоторой мере «стимулирует» работу недобросовестных производителей бензина. Госкомитет по вопросам техрегулирования и потребительской политики продлил до конца 2011 года действие стандартов «Евро-2» и «Евро-3», которые регламентируют содержание в выхлопе автомобиля токсичных веществ. В результате в Украине действует два стандарта качества топлива: ГОСТ 4063-2001 — бензин «Евро-2» и «Евро-3» и ГОСТ 4839-2007 — бензин «Евро-4» и «Евро-5». Стоит отметить, что в Европе уже более 10 лет запрещено топливо «Евро-2» и «Евро-3».
Государство подыгрывает «бодяжникам»
В то время как украинским водителям приходится заправляться фальсификатом, власть решила создать вид борьбы с «бодягой». Правительство выделило 27 млн. грн. из госбюджета на лаборатории по контролю качества нефтепродуктов. Речь идёт о закупке 9 мобильных лабораторий для экспресс-анализа качества нефтепродуктов Государственной службой технического регулирования.
Кроме того, на столе у президента Виктора Януковича пылится закон, который предусматривает обязательную маркировку нефтепродуктов. Напомним, что 8 июля 2011 года Верховная Рада приняла во втором чтении закон №7484 «Об упорядочивании оборота нефтепродуктов». В случае подписания этого закона, как производимые в Украине, так и импортированные нефтепродукты будут подлежать обязательной маркировке.
Сначала на НПЗ или на границе в топливо будет добавляться маркер. Сотрудникам налоговой милиции, проверяющим нефтебазы и АЗС, выдадут специальные приборы, которые позволят буквально за одну минуту определить присутствие маркера в этом топливе и его концентрацию. Если маркера нет — топливо нелегальное. Если его мало — оно разбавлено.
Также планируется создать единый государственный реестр производителей и импортёров нефтепродуктов, в который будут внесены все компании, осуществляющие операции с топливом, а также реестр мест маркировки нефтепродуктов.
Среди потенциальных производителей акцизного маркера рассматриваются химические концерны Франции, Великобритании и Германии. Контролировать перемещение препарата будет СБУ.
Закон включает только базовые принципы маркировки, поэтому основная работа по реализации закона будет проведена Кабмином в течение 3-х месяцев после его подписания президентом. На реализацию этого закона Налоговой службе, по предварительным данным, понадобится минимум 100 млн. грн. Платить же, как всегда, придётся автомобилистам, ведь топливо подорожает минимум на 3-5 копеек за литр.
«Скорее всего, топливо подорожает, поскольку все расходы повесят на владельцев бензина», — прогнозирует Корольчук.
Операторы рынка, в свою очередь, обеспокоены тем, что на практике закон может создать возможности для злоупотреблений, так как успех его реализации будет зависеть от того, насколько добросовестно будут отработаны правительством все организационные, финансовые, технические и технологические аспекты. Станет ли маркировка топлива панацеей от «бодяги» — покажет время, а пока знатоки рынка рекомендуют автомобилистам пользоваться исключительно проверенными сетями АЗС.
Юрий Гончарук
10 комментарів