Народные депутаты намерены закрепить монопольное положение коммунальных служб в сфере проведения технической инвентаризации. Соответствующий законопроект поддержали в первом чтении 227 парламентариев. При этом народные избранники отклонили аналогичный правительственный документ, которым предлагалось передать полномочия бюро техинвентаризации частным структурам.
Впрочем, в Партии регионов пообещали, что «всё лучшее» из кабминовской редакции будет учтено при подготовке документа к следующему рассмотрению в зале.Верховная Рада приняла резонансное решение – поддержала в первом чтении законопроект №10286, подготовленный группой депутатов: Юрием Воропаевым, Александром Черноморовым (оба – фракция «Партия регионов») и Сергеем Осыкой (внефракционный). При этом парламентарии отклонили правительственный вариант законопроекта №10286-1, которому эксперты изначально пророчили поддержку парламента и подпись Президента Виктора Януковича.
Как БТИ лишали полномочий
Оба законопроекта были разработаны с целью урегулирования процедуры оценки недвижимости и установления единых «правил игры» на рынке услуг, предоставляемых БТИ. Необходимость принятия такого закона является следствием реформы, начатой ещё в феврале 2010 года.
Тогда Верховная Рада приняла новую редакцию закона «О регистрации вещных прав на недвижимость», согласно которой с 1 января 2012 года БТИ должны были лишиться полномочий по регистрации прав собственности и пользования земельными участками, недвижимостью, в том числе недостроенной, а также прав на её аренду.
Впрочем, в декабре прошлого года парламент продлил полномочия БТИ до 1 января 2013 года. Согласно законодательству, со следующего года данные будут вноситься в единый государственный реестр прав — «Укргосреестр». Кроме того, узаконивать вещные права на недвижимость будут госрегистраторы, подчинённые Министерству юстиции.
Однако действия парламента вызвали недовольство со стороны местных властей и подведомственных им коммунальных предприятий – БТИ, для которых сокращение перечня полномочий означает уменьшение рабочих мест и снижение уровня доходов. Для того, чтобы размежевать полномочия госрегистраторов и БТИ, депутаты утвердили порядок учёта и технической инвентаризации недвижимости. Впрочем, этот закон (У.К. — №3527-VI) был заветирован Президентом.
В частности, господин Янукович был недоволен тем, что в законе «отсутствует единый концептуальный подход к регулированию отношений в сфере учёта и технической инвентаризации объектов». Тогда он поручил доработать законодательство в этой сфере, а именно – лишить коммунальные БТИ монопольного положения на рынке и позволить частным компаниям предоставлять услуги по оценке недвижимости.
Две редакции одной инвентаризации
Для выполнения поручений главы государства, Комитет Рады по вопросам экономической политики создал рабочую группу, в которую вошли представители коммунальных предприятий, чиновники облгосадминистраций и местных советов. Результатом работы группы стал законопроект №10286, который не только не отменяет монопольного положения БТИ, а скорее, наоборот, закрепляет их единоличный статус на рынке услуг по оценке объектов.
В частности, в ст. 2 данного документа БТИ определяются как «коммунальные предприятия, которые осуществляют техинвентаризацию объектов недвижимого имущества».
Вместе с тем, документом существенно упрощаются требования к процедуре оценки недвижимости. В частноти, обязательной будет только первичная инвентаризация, а текущие – проводиться по желанию собственника объекта или заказчика строительства для выяснения произошедших технических изменений или качественных характеристик здания.
Кроме того, документом предлагается ограничить сроки проведения инвентаризации одним календарным месяцем. Обязательной оценке будут подлежать «здания и дома, сооружения всех видов, их комплексы, инженерные сети, элементы благоустройства, защитные сооружения гражданской защиты, мосты, зелёные насаждения». Но, главное, что тарифы на проведение технической инвентаризации по-прежнему будут устанавливать органы местного самоуправления.
Законопроект №10286-1, предложенный Кабинетом Министров, напротив, предлагал отменить монополию коммунальных БТИ. Документом планировалось, что техинвентаризацию объектов недвижимости смогут проводить как физлица-предприниматели, так и юрлица. Для этого они должны будут пройти профессиональную аттестацию в Министерстве регионального развтия, строительства и ЖКХ, получить лицензию на осуществление деятельности, а физлица – также квалификационный сертификат. При этом, проходить аттестацию предприниматели, желающие предоставлять услуги в этой сфере, будут на платной основе.
В случае принятия этого законопроекта, формировать стоимость и процедуру предоставления выписки из информационной базы материалов техинвентаризации будет Кабмин. Такую базу в электронном виде правительство планировало сформировать до 1 января 2013 года. Стоит отметить, что чуть ли не единственной общей нормой для обоих законопроектов было то, что они закрепляли обязательное проведение первичной оценки состояния объектов недвижимости.
Непредсказуемый ход событий
После регистрации в парламенте правительственного варианта документа, эксперты были уверены в том, что именно эта редакция законопроекта будет принята в сессионном зале.
Высокие шансы на поддержку большинства проекту обеспечивали нормы, соответствующие требованиям главы государства, касающиеся демонополизации рынка услуг БТИ. Ход дальнейших событий был вполне предсказуемый и во время обсуждения депутатского законопроекта.
Его достаточно сумбурно представил на рассмотрение парламента его соавтор Юрий Воропаев. Он подчеркнул, что монопольное положение, задекларированное предложенным народными избранниками документом, содержит «опасность».
«Опасность того, что, учитывая монопольное положение на этом рынке, местные коммунальные органы занимаются коррупцией. И этого надо было избежать. И это отдельно обсуждалось нашей рабочей группой, — заявил он с трибуны. — И в итоге родился законопроект, который я сейчас докладываю вам, по которому функция технической инвентаризации остаётся в коммунальных органах. Однако, случаи, когда она проводится, эта инвентаризация, резко сокращены».
Позже выяснилось, что вокруг депутатского законопроекта сформировалось серьёзное лобби. Так представитель рабочей группы, народный депутат Сергей Гордиенко (фракция КПУ) при этом подчеркнул, что депутатский законопроект поддержали представители органов местного самоуправления и мэры.
«Как в прошлом мэр города Кременчуг, я хочу поддержать этот законопроект, разработанный рабочей группой. Сегодня ни в коем случае на этом этапе нельзя отдавать в частные руки моменты регистрации недвижимости на территории коммунальных общин города, сёл и так далее. Мы дождёмся, если это сделаем, большого бардака», — подтвердил нардеп Олег Надоша.
После этого, попытки первого заместителя министра юстиции Инны Емельяновой представить правительственную редакцию документа не увенчались успехом.
Своё негативное отношение к законопроекту высказал и председатель Верховной Рады Владимир Литвин. На вопрос Екатерины Ващук (Блок Литвина), которая просила представителя Минюста прокомментировать, вырастут ли цены на услуги оценки недвижимости в случае выхода на этот рынок частных компаний, спикер сам ответил: «Не сомневайтесь». При этом в правительстве роста стоимости услуг не бояться: «Именно отсутствие конкуренции и приводит к повышению тарифов. Если рынок будет открыт, если мы сейчас снимем вот ту монополию, которая на сегодняшний день существует, то рынок отрегулирует этот вопрос», — отметила госпожа Емельянова.
Однако представители рабочей группы были иного мнения: «Правительственный законопроект — это попытка захвата денежных потоков и их пренаправлення из местных именно бюджетов в частные руки. Цена вопроса: 3 миллиарда. Ещё раз говорю всем украинцам: никакая цена ни на что не уменьшится», — заявил господин Гордиенко.
Но самое интересное заключается в том, что изначально народные депутаты отклонили оба законопроекта. Депутатский — набрал всего 49 голосов, а правительственный — 193. Далее спикер настоял на повторном голосовании. Перевес в один голос от требуемых 226 законопроекту 10286 обеспечила реплика главы фрации «Партия регионов» Александра Ефремова:
«На самом деле закон этот нужен и реформирование БТИ проводить тоже надо. Другое дело, как прописан и один документ, и второй документ. Если объективности ради надо сказать, то законопроект, который прописан народными депутатами, он более с серьёзными подходами, чем второй законопроект. Всё равно какой-то документ будет взят за базу и потом на базе этого документа будет всё лучшее внесено с другого документа».
Мария Цатурян