Бензин и дизельное топливо в Украине резко подорожают, если правительство реализует свои намерения ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. Так прокомментировал заявление министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко о введении пошлин на импорт нефтепродуктов с 1-го декабря 2012 г. директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
По его мнению, данное решение специально намечено после парламентских выборов, так как очевидность ощутимого подъёма цен понимают и в правительстве.«Владельцы нефтеперерабатывающих заводов, крупные украинские и российские компании хотели бы ускорить принятие данного решения, но в преддверии выборов это привело бы к ценовому скачку, который, похоже, решили перенести на конец года», – полагает эксперт.
В «Консалтинговой группе А-95» считают, что в нынешних условиях можно ожидать куда более серьёзного роста, чем ранее. Эксперты не исключают, что в связи с выборами многие макроэкономические показатели либо замалчиваются, либо административно сдерживаются во избежание недовольства населения.
Помимо намерений ввести пошлину на импорт, уже заявлено о планах проиндексировать ставку акцизного сбора на бензин и дизтопливо в рамках бюджетного процесса, а кроме того, сами представители властей допускают ускорение девальвационных процессов.
«Мы имеем перспективу получить мультипликативный рост цен на топливо, так как одни лишь инициативы по пошлинам и 10%-му увеличению акцизов в случае их реализации способны добавить ценам на нефтепродукты около 1,2 грн/л, или более чем 10% по отношению к сегодняшним ценам», – говорит С. Куюн.
Другим важным фактором ценообразования на топливо является валютный курс, от которого данный рынок зависит напрямую.
«В условиях большой зависимости Украины от импорта нефти и нефтепродуктов цена бензина на 55% складывается из «нефтяной» составляющей и на 35% из налогов, акцизного сбора, номинированного в евро, и НДС», – подчеркнули в «А-95».
В результате каждые 10 копеек в курсе доллара эквивалентны 6-7 коп. в цене литра топлива.
«Практика внедрения заградительных пошлин на разные категории товаров в Украине имела своим результатом лишь повышение цен для потребителей с одновременным снижением качества. В случае с нефтепродуктами этот «результат» будет достигнут в течение месяца с момента введения данных мер», – считает С. Куюн.
Напомним, по словам Ю. Бойко, Кабмин принял решение начать спецрасследование в отношении импорта нефтепродуктов, а также с 1-го декабря ввести пошлины на ввоз импортных нефтепродуктов.
По расчётам экспертов, введение пошлины на импортные нефтепродукты в размере ?100/т, как предлагают владельцы украинских НПЗ, приведёт к росту цен для потребителей на 1 грн/л. Кроме того, Украина вернётся к зависимости от российской нефти, которая с марта 2012 г. не поступает в страну. Эксперты считают, что для выхода из кризиса украинским НПЗ необходима модернизация, которую они вполне способны произвести за собственные средства. В то же время государство должно создать благоприятный инвестиционный климат для подобных инвестиций путём предоставления льгот по налогообложению поставок оборудования, снижения ряда других налогов на период модернизации, а также недопущения контрабанды и кустарного производства нефтепродуктов.
2 комментаря