
Нынче жалоба национальных производителей является отправной точкой в процессе расследования. Для начала расследования необходимо, чтобы её подписали 2/3 украинских НПЗ, то есть пять заводов. Известно, что предоставленную жалобу подписали НПЗ группы «Приват» миллиардера Игоря Коломойского – «Укртатнафта», «Нефтехимик Прикарпатья» и «НПК Галичина». Учитывая государственный статус, очевидно, подпись под документом сделает и Шебелинский ГПЗ (входит в структуру «Укргаздобыча»). В то же время, по данным OilNews, паузу в подписании взяла компания ТНК-ВР (владеет НПЗ «ЛИНИК»). После остановки этого НПЗ в марте прошлого года ТНК-ВР полностью переориентировалась на поставки топлива из Беларуси, где осуществляет давальческую переработку, а также является акционером «Мозырского НПЗ». Аналогичные мотивы, очевидно, есть и у «Лукойла» (владеет «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ»), который является одним из крупнейших давальцев в Беларуси, а также владеет крупной сетью АЗС.
По данным источника Forbes, близкого к руководству нескольких украинских нефтеперерабатывающих заводов, чиновники предложили НПЗ определить пошлину на белорусские нефтепродукты в размере $180,84 на тонну бензина и дизтоплива, что автоматически повышает стоимость этих нефтепродуктов в рознице на 1,3 гривны за литр. Пошлину могут ввести сроком на 5 лет.
На сегодня в Украине реально работают два из семи производств по выпуску нефтепродуктов. Образовавшуюся пустоту заполнило импортное топливо, в первую очередь с НПЗ Беларуси. Так, с 2010 года импорт белорусских нефтепродуктов вырос на 90,16% – до 3,8 млн т, что составляет 41,21% рынка.
«БНК-Украина», «дочка» «Белорусской нефтяной компании», спецэкспортёра нефтепродуктов с Мозырского НПЗ и «Нафтана», является ведущим поставщиком бензина и дизптоплива на украинский рынок. В компании сказали, что знают «о попытке начать расследование». Вместе с тем, в «БНК-Украина» напомнили, что такие «намерения уже предпринимались, но не имели успеха».
«Введение пошлины, безусловно, повысит цену на автомобильное топливо на украинских АЗС. Но мы не собираемся покидать этот рынок. Свою долю намерены сохранить», — отметил собеседник. В то же время он отказался спрогнозировать, как возможное введение пошлины скажется на планах «БНК-Украина» купить АЗС или земельные участки под застройку в трёх областях Украины.
Участники рынка и эксперты считают причиной падения переработки нефти в Украине техническую отсталость и нежелание владельцев НПЗ инвестировать в их развитие. В свою очередь владельцы НПЗ и отраслевое министерство считают, что украинские НПЗ вынуждены покидать рынок под давлением более дешёвых нефтепродуктов из стран Таможенного союза, где действует льготный режим поставок российской нефти.




