Автоимпортёры отреагировали на введение спецпошлин. Они пугают не только неизбежным ростом цен, но и прекращением поставок самых доступных моделей. Всеукраинская ассоциация автомобильных дилеров и импортёров (ВААИД), как и ожидалось, выступила с резкой критикой решения о вводе спецпошлин на ввоз машин в Украину.
Эта организация считает, что таким образом Украина «наступает на старые грабли» — повторяет ошибку 2009 года, когда было принятое аналогичное решение. ВААИД считает, что вместо скандального налога на роскошь в Украине ввели «налог на бедность», поскольку спецпошлина затрагивает самые доступные иномарки (с двигателями объёмом 1,0-2,2 литра), и не касается представительских машин, на которых ездят чиновники.Импортёры называют аргументы Укравтопрома несостоятельными. В частности, спецпошлина призвана защищать национального производителя. Однако в Украине после ухода «Славуты» больше нет национального автомобиля в понимании Соглашения ВТО О правилах происхождения, поскольку КрАСЗ и Еврокар не обеспечивают необходимый уровень переработки товара. По международному определению, только две модели – ЗАЗ Lanos и Sens можно назвать украинскими, хотя они тоже не были разработаны в Украине.
При этом импортёры просто отказываются обсуждать качество украинской сборки.
ВААИД также отмечает, что заводы, которые инициировали введение спецпошлины, полностью или частично принадлежат ведущим импортёрам: ЗАЗ находится под контролем УкрАВТО, КрАСЗ – Группы компаний АИС, завод Еврокар – одноимённого ООО.
По данным европейского издания Automotive News Europe, УкрАВТО вошла в десятку крупнейших продавцов автомобилей в Европе с показателями 77,6 тыс. автомобилей за 2010 год. На сайте АИС указано, что эта компания контролирует более 10% нашего авторынка. Таким образом, основной импорт автомобилей в Украину в 2008-2010 годах осуществлялся компаниями, связанными с теми предприятиями, которые подали жалобу о росте импорта.
Напомним, в 2009 году предыдущее правительство ввело 13-процентую пошлину для защиты отечественного автопрома (с 6 марта по 6 сентября 2009 г.). Однако, согласно заявлению Укравтопрома, за период 2008-2010 годов производство машин в Украине сократилось на 82%; продажи уменьшились на 84%, а доходы снизились на 96%. То есть, пошлина не спасла Укравтопром, тогда как поступления в бюджет сократились на 85%.
По оценкам ВААИД, новый налог спровоцирует подорожание иномарок с объёмом двигателя 1000-1500 см3 почти на 7,8% (6,46% + НДС с пошлины 1,3%) и иномарок с объёмом двигателя 1500-2200 см3 на 15,6% (12,95% + НДС с пошлины 2,6%).
Что касается потерь госбюджета, то расчёты импортёров таковы. Средняя стоимость авто по данным ГТСУ 18,6 тыс. долларов. Сейчас с каждой машины государству идёт 10% пошлины – в среднем, 1,86 тыс. долларов (плюс акциз и НДС), а за ввезённый машинокомплект – только 100 евро. Таким образом, прогнозируемые потери госбюджета составят 1,23 миллиарда долларов (18,6 тыс. долларов х 0,33% х 200 тыс. автомобилей).
ВААИД не исключает, что с 13 апреля ведущие импортёры свернут свою деятельность в сегменте бензиновых автомобилей с объёмом двигателя до 2,2 л, то есть вообще прекратят официальные поставки таких автомобилей в Украину (своего рода «итальянский страйк»).
По мнению ассоциации, запрет импорта и отсутствие конкуренции негативно повлияет на отечественные заводы и не будет стимулом для их развития и перехода к сборке современных моделей, соответствующих европейским стандартам безопасности. Также это решение ударит по имиджу Украины, ухудшит отношения с ВТО и Россией.
3 комментаря